Из чего складывается тариф на воду

Содержание

Новости ЖКХ

Из чего складывается стоимость воды из-под крана?

Прозрачность тарифов волнует людей не меньше, чем рост. “За что я плачу деньги?”, – чаще всего спрашивает среднестатистический потребитель. Этот вопрос мы переадресовали директору МУП “Водоканал” г. Иркутска Сергею Винарскому.

Сергей Винарский: Давайте разберемся, что такое тариф? Есть определенный объем воды, который потребляет город, и есть некий объем расходов, чтобы обеспечить доставку воды до потребителя (зарплата, налоги, содержание и ремонт оборудования, электроэнергия и т.д). Делим расходы на объем – получаем стоимость кубометра воды.

За последние пять лет объем воды, который Иркутск потребляет за год, сократился со 120 до 106 миллионов кубометров. Но и затраты тоже сокращаются. Вот уже несколько лет фонд оплаты труда у нас остается на уровне 400 миллионов рублей – зарплату мы повышаем за счет сокращения персонала, а сокращаем за счет аутсорсинга, автоматизации производства, покупки более производительной техники. Сокращаем энергопотребление. Говорить, что мы неэффективно ведем хозяйство, а траты просто перекладываем на потребителя, как порой это представляют, нельзя.

К тому же на этот год нам необходимо было примерно 1,74 миллиарда рублей. Но тарифы нам утвердили так, что выручка не превысит 1,5 миллиарда. То есть, надо думать, где еще сэкономить.

А какова инвестиционная программа “Водоканала”? Расходы на нее ведь тоже входят в состав тарифа?

– Инвестиционная программа у нас рассчитана до 2015 года. В этом году мы планируем потратить на нее 360 миллионов рублей. Сюда входит, прежде всего, подготовка проектно-сметной документации. Также в этом году мы планируем заменить канализационный коллектор на Воронежской улице, реконструировать КНС-12 с напорными трубопроводами, которая серьезно разгрузит центр города. Проложить под Иркутом новый подземный дюкер, по которому будут проходить стоки Свердловского района Иркутска. Мы прибрели технику для горизонтального бурения – потому что сегодня Иркутск настолько насыщен разными сетями, что в иных местах просто раскопать траншею уже невозможно. И, разумеется, будем подключать новые объекты.

Хочется делать больше – у нас есть программа переоборудования насосных станций стоимостью 500 миллионов рублей. Это позволило бы сократить потребление электроэнергии на 40 процентов, сэкономить на персонале – станции работают в автоматическом режиме, словом, серьезно снизить издержки, но надо сначала найти эти 500 миллионов. Впервые в истории серии вас ждет открытый игровой мир The Sims 3 – скачать через торрент игру

Насколько я знаю, “Водоканал” как ресурсоснабжающая организация, в этом году обязан установить домовые счетчики воды там, где их не установили собственники. Входят ли эти расходы в инвестиционную программу?

– Нет, поскольку счетчик – собственность владельцев жилья. Однако государство обязало нас это сделать – поэтому надо изыскать примерно 200 миллионов рублей, поставить счетчики, а потом уже взыскивать эти средства с собственников помещения в течение пяти лет. Фактически мы сейчас ставим приборы учета за свой счет – договорились с управляющими компаниями и за счет взыскания задолженности за воду поставили около 2000 приборов (а нужно 4000). Теперь мы пытаемся выстроить отношения с собственниками, чтобы он возместили нам эти расходы. Причем, я пообещал: если жители рассчитаются за приборы в течение двух лет, то я даже инфляционный процент, предусмотренный законом, брать не буду. Сложнее ситуация в частном секторе, где в ходу летние водопроводы и где мы должны ставить приборы учета на точку подключения к магистральной трубе. Далеко не у всех жителей там есть договоры с нами – поэтому мы выявляем таких потребителей, заключаем с ними договоры на водопользование, ищем старшего по улице, заключаем с ним договор на установку прибора учета, и ставим его опять же за свой счет. Уже установили 320 таких счетчиков, а всего надо около 500.

А сколько сетей меняете ежегодно?

– В прошлом году 12 километров – и водопроводных и для водоотведения. План на этот – 25-30 километров. А всего у нас на балансе примерно 1500 километров сетей. По-хорошему, нам нужно реконструировать по 80-90 километров ежегодно, чтобы не дожидаться, когда труба придет в аварийное состояние, а работать на опережение. Но на это нужны средства, а в тарифной политике, предприятие, как я уже сказал, ограничено. Экономические же механизмы, за счет которых мы могли бы получать дополнительные финансы, не повышая тарифы, – налоговые льготы, например, или бюджетные инвестиции – у нас пока не работают.

Оплата горячей воды по двухкомпонентному тарифу в 2019 году

Учет и оплата горячего водоснабжения всегда вызывает немало вопросов, особенно у тех, кто перешел на двухкомпонентный тариф на горячую воду в 2019 году. Многие стали платить больше, что вызывало волну возмущения. В связи с этим стоит разобраться, что нужно понимать под этим тарифом, как правильно рассчитывать горячее водоснабжение и есть ли разница при оплате по нормативам и по счетчику.

Тарифы на водоснабжение в России

В РФ установлена стоимость холодной воды и отдельный тариф на горячее водоснабжение. Его размер определяют органы власти субъекта федерации и местного самоуправления, поэтому в регионах цены на коммунальные услуги не одинаковы.

Тариф устанавливается с учетом расходов, которые местные водоканалы и теплосети несут в связи с поставкой ресурса, а также прибавленных к ним надбавок в пределах установленных для региона индексов.

Обычно тариф на воду рассчитывается исходя из затрат на:

  • электроэнергию и реактивы для очистки воды;
  • зарплату сотрудников;
  • транспортировку ресурса к конечному потребителю;
  • содержание имущества водоканала, инженерных сетей и так далее.

Что касается горячего водоснабжения (ГВС), то его тариф складывается из цены на поставку холодной воды, стоимости ее подогрева до нужной температуры и индекса роста тарифов.

В 2019 году, согласно Постановлении Правительства №1347 от 12.11.18 , рост тарифов предусмотрен на первое и второе полугодие.

Температурные нормативы ГВС

Как упоминалось выше, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется в том числе исходя из стоимости ее подогрева – это самая крупная статья расходов.

Большинство потребителей хотели бы понимать, за что платят деньги. Один из главных критериев качества предоставленной услуги – температура поставленной ГВС. Согласно СанПиН 2.1.4.2496-09, утв. постановлением Главного санврача РФ № 20 от 07.04.2009 , температура горячей воды в кране должна быть не ниже 60 и не выше 75˚С.

В санитарных нормах упоминается допустимый предел отклонений от нормы. Так, с 12 ночи до 5 утра колебания могут составлять ± 5˚С, в любое другое время – ± 3˚С.

Следовательно, температура воды в горячем кране не может опускаться ниже 55–57˚С. Нарушение этой нормы дает жильцам право добиваться снижения тарифа на 0,1% за каждый час в течение всего периода отклонения.

Двухкомпонентный тариф на ГВС: что это

С 2020 года расчет за потребленную населением горячую воду будет производиться по двухкомпонентному тарифу. Ранее предполагалось, что это произойдет еще до 2019 года. Разберемся, что это такое.

Понятие “тариф на горячую воду” как на единый товар нигде в мире не применяется – чаще всего ее нагрев осуществляется прямо на объекте теплоснабжения. Но даже там, где практика централизованной подачи горячей воды все же существует, товаром выступает в первую очередь теплоноситель, подогревающий эту воду.

Следуя мировому опыту, российские власти с 2013 года ввели так называемый двухкомпонентный тариф на ГВС. Расчет платы за горячую воду по двухкомпонентному тарифу в квитанции ЖКХ в закрытых системах водоснабжения осуществляется исходя из таких составляющих:

Проще говоря, стоимость горячей воды в кране определяется ценами на холодную воду и тепловую энергию для ее подогрева.

Объем потребленного ресурса определяется по счетчику горячей воды, а если он отсутствует – по общепринятому нормативу потребления. Плата за подогрев воды в коммунальных платежах рассчитывается по нормативу расхода тепла, использованного для подогрева.

В открытых системах водоснабжения применяются компоненты на:

  • теплоноситель;
  • тепловую энергию для целей водоснабжения.

В настоящее время региональные органы исполнительной власти уполномочены самостоятельно решать, какой принцип расчета стоимости горячего водоснабжения применять для определения тарифа в закрытой системе: одно- или двухкомпонентный. До 2020 года они должны окончательно перейти на двухставочный тариф, а до тех пор нужно разработать специальную нормативную базу.

Нормативная база

Возможность применения двухкомпонентного тарифа на горячее водоснабжение установлена следущими законами:

Но эти законы лишь определяют возможность и составляющие такого тарифа, а конкретные положения содержатся в подзаконных актах.

В частности, обязанность установить нормативы потребления воды и тепла, а также перейти на двухкомпонентный тариф с 2020 года возлагает на региональные власти п. 2 Постановления Правительства № 129 от 14.02.2015 . Он же вносит изменения в Правила определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства № 306 от 23.05.2006 , и Правила предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 .

Согласно перечисленным документам, уполномоченный орган обязан установить норматив тепла для нагрева воды с учетом:

  • системы водоснабжения;
  • конструктивных особенностей многоквартирных домов;
  • наличия водоразборных устройств;
  • санитарно-технического оборудования и так далее.

Что такое «тепловая энергия»

Для целей ГВС необходимо одновременно учитывать два компонента, за которые платит абонент: холодная вода (или теплоноситель, если речь идет об открытых системах) и тепловая энергия.

С водой все понятно – она рассчитывается в м3 в зависимости от показаний по счетчику либо нормативу потребления. Но не все знакомы с понятием «тепловая энергия» и тем, какую функцию она выполняет.

Указанный компонент является главной составляющей подогрева холодной воды до установленных норм. Чтобы определить объем затраченной тепловой энергии, нужно умножить использованное количество воды на норматив тепла, необходимый для подогрева 1 м3. Этот норматив принимается местными органами власти.

Если норматив не установлен, ЖЭКи и прочие управляющие организации рассчитывают его самостоятельно по формуле, утв. Постановлением Правительства № 306.

Следовательно, однокомпонентный тариф на горячую воду – это когда абонент платит лишь за использованные кубометры воды, двухкомпонентный – когда в тариф включается еще и стоимость ее подогрева.

Пройдите социологический опрос!

Будет ли повышение стоимости ГВС в 2019 году

Вопрос роста тарифов, пожалуй, наиболее социально значим для населения страны. Поэтому сразу стоит успокоить читателей: значительного повышения коммунальных тарифов в 2019 году не ожидается. Однако стоимость услуг горячего водоснабжения несущественно, но все же вырастет.

Как тариф горячей воды за куб, так и двухставочный тариф, если он принят в регионе, согласно распоряжению Правительства №1347 от 12.11.18, будут повышены с 1 января и 1 июля 2019 года.

Допускаются разные размеры повышения для каждого региона. Средние индексы определены указанным распоряжением. Выше установленных пределов стоимость коммунальных услуг вырасти не может.

Предельные размеры повышения тарифов содержатся в распоряжении Правительства № 2353-р.

Таким образом, региональные органы власти решают, какой тариф на подогрев горячей воды с 1 июля 2019 года. Но с 1.01.2019, для СПб, как и для других регионов, предусмотрено максимальное повышение в одинаковом размере – 1,7%, связанное с повышением НДС. До 01.07. 2019 тариф на тепло для ГВС составит 1775,45 рублей/Гкал. Согласно распоряжению комитета по тарифам Правительства СПб от 14.12.18 N 216-р, этот тариф с 01.07. 2019 повысится до 1834,90 рублей/Гкал. Разница составит 59,45 рублей, что составляет 3,5 % и меньше максимального размера, предусмотренного в распоряжении федерального правительства.

Итак, указанный в распоряжении индекс – предельный, но не окончательный процент повышения.

Порядок расчета стоимости ГВС по двухкомпонентному тарифу

Законодательная база относительно учета и оплаты услуг по ГВС по двухставочному тарифу достаточно сложна. Чтобы понять, как рассчитать тариф на горячую воду из двух компонентов, нужно быть профессионалом. Учитывая это, во многих регионах РФ были опубликованы специальные практические разъяснения и инструкции, призванные донести до граждан порядок применения тарифов на горячую воду. Изучив опубликованные методические рекомендации, мы постарались обобщить региональную практику.

То, как ведется расчет стоимости горячей воды по двухкомпонентному тарифу в квартирах, зависит от наличия или отсутствия в жилом помещении индивидуального прибора учета использованной воды. При расчетах используется формула № 23, утв. Приложением 2 к Правилам, утв. Постановлением Правительства № 354.

Эта формула предполагает учет показаний приборов учета воды и нормативов расхода тепла, необходимого для подогрева. Так, при наличии в квартире счетчика на горячую воду расчет ГВС в многоквартирном доме в 2019 году производится следующим образом:

Стоимость 1 м3 хол. воды х объем потребления + (объем потребления х норматив теплозатрат) х стоимость 1 Гкал тепла = стоимость услуг ГВС

Для СПб, учитывая действующие тарифы, пример расчета при объеме потребления горячей воды в 5 м3 выглядит так:

30,09*5+(5*0,06)*1775,45 = 683,08 руб.

Если индивидуальный прибор учета отсутствует, вместо фактически потребленного ресурса в формуле учитывается местный норматив. В СПб он составляет 3,89 м3/чел. Следовательно, если в квартире живет 3 человека, порядок расчета таков:

(30,09 х 3,89+(3,89 х 0,06) х 1775,45) х 3 = 1360,22 рублей

Также рассмотрим простой вариант расчета для тех, кто интересуется, как посчитать тариф на горячую воду на 1 м3, переведя его в однокомпонентный. Так, фактическая стоимость 1 м3 горячей воды в СПб рассчитывается следующим образом:

30,09+1775,45 х 0,06=136,17 рублей /м3

Есть ли различия в тарифах при наличии прибора учета и без него

Как видно из вышесказанного, стоимость горячего водоснабжения не зависит от того, есть ли у абонента индивидуальный учетный прибор: тариф за горячую воду по счетчику всегда одинаков. В расчетах меняются лишь объемы потребления:

  • при наличии счетчика используется фактический объем;
  • без учетного прибора – норматив.

Это отражается и на итоговой стоимости потребленных ресурсов. Чем больше в квартире прописано жильцов, тем выше будут расходы на коммуналку.

Кроме того, государство всячески старается поощрить население устанавливать приборы учета. Один из стимулов – введение в 2017 году повышающего коэффициента для абонентов, которые имеют техническую возможность установки счетчиков, но не делают этого.

Для квартир без учетных приборов применяется повышающий коэффициент в х=1,5 (повышение на 50%).

Так, петербуржцам, не установившим приборы учета, 1 м3 горячей воды обойдется не в 136,17 рубля, а в 151,662 р. (30,09 х 1,5 + 1775,45 х 0,06).

Спорные аспекты применения двухкомпонентного тарифа

Несмотря на довольно прозрачную схему расчетов, применение двухкомпонентного тарифа представляется достаточно спорным, о чем свидетельствует противоречивая судебная практика. Ниже мы рассмотрим несколько самых резонансных дел.

Показания общедомового счетчика

Один из наиболее спорных вопросов – применение при расчетах за ГВС общедомового прибора учета тепла. Казалось бы, его наличие позволяет объективно измерить объем тепла, затраченный поставщиком ресурса на подогрев воды, и такая практика единственно верна. На деле же не все так просто.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, при расчете стоимости ГВС должны применяться исключительно установленные нормативы тепла, использованного для подогрева воды.

Даже если теплосчетчик используется по договору, его показатели все равно не могут учитываться при расчетах с потребителями и поставщиками ГВС.

Эту позицию поддержал Минстрой и Верховный Суд, хотя она потенциально приводит к необоснованному завышению стоимости ресурса.

Несовершенство расчетов

Как известно, в регионах квитанция за отопление и горячую воду может содержать разные нормативы тепла, которое затрачено на подогрев кубического метра воды. Разница между некоторыми регионами превышает 15%. Например, в Омской области норматив составляет 0,0503 Гкал/1м3, в СПб – 0,06 Гкал/1м3, а в Ростовской области – от 0,054 до 0,066 Гкал/1м3, в зависимости от конструктивных особенностей дома.

Вероятно, причина такой разницы – неопределенность при проведении расчетов относительно температуры воды, которую нужно нагреть, и температуры уже горячей воды. Температурные перепады в разное время года не учитываются в расчетах, что ведет к завышению тарифов на ГВС.

Конструктивные особенности домов

Применение двухкомпонентного тарифа создало проблему для управляющих организаций, которые обслуживают дома, оснащенные полотенцесушителями, теплыми полами и так далее.

Особенность ГВС таких домов состоит в том, что вода, циркулирующая в контуре, не должна остывать. Для этого требуется дополнительное тепло (около 30% от общего количества тепла, израсходованного для подогрева воды).

Расчет между управляющими компаниями и жильцами осуществляется по показателям квартирных счетчиков, которые не учитывают указанные потери. В итоге УК получает от жильцов на 25-35% меньше средств, чем она должна уплатить поставщику ГВС.

Заключение

Двухкомпонентный тариф на ГВС – это более справедливые, но не всегда совершенные условия использования горячей воды в МКД. Несмотря на единый подход, суммы, подлежащие уплате, могут отличаться от региона к региону, что является следствием ошибок и несовершенства использованных подходов. В связи с этим пока не все регионы спешат перейти на двухставочный тариф. Но законодательство обязывает их сделать это до 1 января 2020 года.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Тарифы на воду

Без воды невозможно жить и работать. На Земле есть много мест, где существует недостаток этого необходимого ресурса. В России протекает множество рек и расположено много природных резервуаров с пресной водой. Но при этом, все равно, необходимо экономить эту дорогостоящую влагу. Для этого наши уполномоченные органы подписали закон, который требует от всех владельцев недвижимости установки в жилье счетчиков расхода холодного и горячего водоснабжения. Присутствие этих приборов позволяет бережно расходовать ресурсы, чему способствуют установленные тарифы на воду. Нормы расхода, по которым рассчитывают оплату за коммунальные услуги, довольно дорогие. Норматив холодного водоснабжения установлен в 6,96 кубометров на человека, а горячего – 3,49 кубометров.

Нормы расхода воды: преимущества учета

После монтажа приборов учета реальный расход хоть и останется прежним, но стоимость воды возможно уменьшить в два раза. Но существуют категории граждан, кому контроль за водоснабжением не выгоден. Это относится к людям, которые не зарегистрированы в квартире, но проживают там и пользуются всеми предоставляемыми коммунальными услугами. При расчете платежей они не учитываются, а использованные ресурсы разделяются на всех жильцов многоквартирного здания, что делает общедомовые расходы значительно дороже.

Также нерадивые жильцы, применяя различные устройства, что является мошенничеством, снижают оплату за воду. Бремя платежей при этом ложится на других собственников квартир, которые честно оплачивают квитанции ЖКХ. Поэтому необходимо бороться с такими гражданами, выводя их на чистую воду и заставляя платить за все израсходованные услуги.

С начала лета 2016 года вступило в силу Постановление № 603, которое изменило условия предоставления ресурсов ЖКХ. Гражданам, которые не поставили в квартиры счетчики на водоснабжение или не провели в рекомендованный срок поверку, расчет холодной и горячей воды будет производиться больше на сорок процентов.

Из чего слагается цена кубометра

Стоимость куба воды отличается в разных местностях нашей страны. Ее регламентируют на государственном и региональном уровне соответствующие органы. Прейскурант зависит от следующих условий:

  • метод забора воды;
  • расходы электричества на это;
  • способы очищения;
  • содержание и ремонт трубопроводов;
  • траты на зарплату;
  • расходы на подогревание.

Перед тем, как рассчитать стоимость горячей и холодной воды, нужно учесть следующие положения:

  • нормативы на оплату рассчитывают в рублевом эквиваленте и исходят из цены за куб;
  • в тарифную ставку включают номинальную цену воды.

Цена горячей воды состоит из следующих факторов:

  • энергоснабжение, которое затратили на подогрев воды (при начислениях принимают в расчет количество использованного тепла на один кубометр холодной воды;
  • стоимость 1 кубометра холодной воды, которую подогревают для получения горячей.

Тарифы на воду

На вопрос, сколько стоит куб полученной воды по счетчику и без него в текущем году, ответ простой – равнозначно. Счётчик никак не оказывать влияние на цену за кубометр.

С июля 2017 года тариф на поставляемую холодную воду определен в 33 рубля 3 копейки, а за 1 куб горячей воды плата составляет 143 рубля 76 копеек. Дешевле ресурс в Красноярске – м 3 холодной воды стоит 18 рублей 16 копеек, горячая дороже – 176 рублей 44 копейки. В сравнении с началом года стоимость холодной воды по счетчику подорожала на 7,2 процента, а горячей на 10,6 процентов.

Расчет цены за кубометр

Для зданий, где не установлены приборы учета, количество тепла Q Гкал/м 3 на нагрев одного кубометра холодного водоснабжения с температурой Т2 – 8 градусов до температуры Т1 – 59 градусов, нужно посчитать по следующей формуле:

где С – удельная теплоемкость жидкости, а Р – объемный вес жидкости.

В здании с приборами учета в конце расчетного периода снимают показания с входного стояка и определяют расход воды исходя из тарифов на горячее водоснабжение. Например, в здании потрачено 90 Гкал теплоэнергии и 1000 кубов ГВС. Следует разделить 90 на 1000. Получится 0,09 Гкал/ кубометр.

Цена за воду в платежках

Для того, чтобы выяснить, сколько стоит куб поставленной холодной воды, нужно просмотреть полученную квитанцию на услуги ЖКХ. В строчке ХВС указан объем расхода за месячный срок в кубометрах. Затем посмотреть аналогична ли эта цифра предоставленным в расчетный центр показаниям приборов учета. Если цифры совпадают, то во второй строке будет цена холодной воды за куб. Если перемножить эти показания, то получится, сколько кубов воды израсходовано в соответствии с приборами учета. Так же вычисляют стоимость за куб горячей воды. Если в жилом помещении два расходомера, то снятые с них показатели складывают.

Помимо этого, следует учитывать, что на вопрос, сколько стоит куб горячей и холодной воды, влияет и то, какая ресурсоснабжающая компания предоставляет услуги для населения. Водоканал или другую организацию указывают в квитанции за водопотребление. Правительство разрешает повышать цену на коммунальные расходы только в рамках инфляционной ситуации в стране.

В 2017 году из платежек, которые приходят собственникам и нанимателям жилья, убрали строки за общие для всего дома расходы воды. При этом общедомовые траты на ГВС и ХВС входят в строчку за плату на жилое помещение. Когда нужно рассчитывать расходы на водоснабжение, то учитывают и эти траты. Затраты на поставку ресурсов для общих мест, в которые входит средний расход воды, делятся на все жилые помещения в многоквартирном здании с учетом их метража. При этом добавочная цена вырастает довольно сильно. Чтобы сократить платежи по квитанциям, нужно найти жильцов, которые живут в квартирах без регистрации и принудить их платить за воду в соответствии с действующими нормативами. Необходимо всем квартиросъемщикам и владельцам недвижимости быть добросовестными плательщиками и предоставлять показатели с приборов учета регулярно в определенные для этого числа. Также следует поверять расходомеры, для чего обращаться в водоканал или другие подобные структуры.

Сколько платить, когда нет горячего водоснабжения в здании

Очень влияет на то, сколько стоит кубометр, отсутствие в жилом здании горячего водоснабжения. В некоторых постройках бывает нет циркуляции ГВС из-за плохого напора или, когда нет обратных сетей. Из-за этих факторов теплосеть не в состоянии обеспечить необходимую температуру в централизованной системе. Для того, чтобы из крана потекла действительно нагретая вода, приходится долго ждать у открытого смесителя.

В итоге стоимость фактического кубометра горячей воды дорожает из-за того, что объем ее растет. Люди платят при этом по счетчикам намного больше. Когда обратную сеть восстанавливают или ставят циркулярное насосное оборудование, вода из смесителя начинает поступать нужного подогрева – 60 градусов. Ее разбавляют холодной водой, чтобы не обжигаться. При этом расчет стоимости предоставленной горячей воды сокращается до минимальных сумм, ведь холодное водоснабжение и канализация стоят намного меньше, чем ГВС.

Льготы на услуги водоснабжения

При вопросе, сколько стоит 1 кубометр полученной воды по счетчику, нужно учитывать наличие льгот и субсидий. Их предоставляют ветеранам трудовой деятельности, людям с установленной МСЭ нетрудоспособностью и участникам ВОВ. Они оплачивают стоимость воды на человека меньше на пятьдесят процентов.

Малоимущие граждане, те, кто имеет зарплату меньше чем прожиточный минимум, и люди, у которых платеж за коммуналку составляет больше утвержденной процентной ставки от совместных доходов семьи, получают субсидии на коммунальные услуги. Для ее оформления нужно обратиться в местные органы соцобеспечения с документами о прописке, справками о доходах и платежками за ЖКХ.

Поверка расходомеров

Все счетчики горячей и холодной воды в рекомендованные сроки отправляют на поверку. Для приборов ГВС – это четыре года, а для расходомеров ХВС – шесть лет. Сроки отсчитывают с момента производства приборов. Сегодня расходомеры поверяют без демонтажа со стояков, для этого приходит специалист и проводит поверку на месте.

Качество водоснабжения

Водоснабжение осуществляют по определенным параметрам, которые установлены специальными нормативами. Для холодной воды – это 0,03-0,06 Мпа, а для горячей – 0,03-0,45 Мпа. Если напор не соответствует этим цифрам, то ставят насос подкачки.

Высокий тариф на водоотведение и водоснабжение должен находиться в прямой зависимости от качественных показателей поставляемых ресурсов. К сожалению, подобные параметры в нашей стране низкие, это обусловлено загрязненными естественными водобассейнами, малым количеством устройств очистки, старыми технологиями и изношенными трубами централизованных систем ресурсоснабжения. Многие регионы не могут похвалиться соответствием норм содержания солей и тяжелых металлов. Также есть и места, где в воде содержатся вредные микроорганизмы и плохие органолептические показания.

В нашей стране и сегодня используют очищение воды при помощи хлора, что вредно для здоровья населения – это доказано многими исследованиями на людях. Качество воды в квартирах оставляет желать лучшего, она плохого цвета и запаха. Для контроля нужно создавать программу улучшения показателей воды в соответствии с мировыми стандартами. Это обеспечит чистую и безвредную влагу во все квартиры.

Различия в тарифах при наличии счетчика и без него

С 2014 года действуют двухкомпонентные тарифы на горячую воду. Теперь стоимость слагается из цены за кубометр плюс стоимость за Гкал теплоэнергии. При этом правительственные органы планируют отсутствие различий подсчёта за 1 куб воды с расходомером и без него. Стоимость одного м 3 одинакова, но подсчитывают ее по-другому. За воду без счетчика придется платить за норматив на одного человека. Новые тарифы перемножают с числом живущих в квартире людей, после этого рассчитывают итоговый размер оплаты кубометра воды.

С приборами учета подсчитывают только потраченную жильцами воду, несмотря на их количество. Однако в этой ситуации необходимо приплюсовывать перерасход потраченных ресурсов всего дома, который разбрасывают на всех установивших счетчики собственников. На практике платежи за водные ресурсы проводят в соответствии с индивидуальными расходомерами, а перерасход кубических метров проверяют раз в год, после чего рассылают корректирующие квитанции, которые рассчитывают по следующей формуле:

  1. Суммируют объем предоставленного ресурса в жилое здание в соответствии со снятыми показаниями индивидуальных расходомеров и количество воды, потраченное жильцами без приборов учета, которое подсчитывают по действующим нормам.
  2. Объем воды по показаниям общедомового прибора учета разделяют на полученный результат.
  3. Полученный результат перемножают на показатели индивидуального расходомера каждого жилого помещения.
  4. Полученную сумму перемножают на утвержденные тарифы на горячую и холодную воду.

Перерасход ресурса бывает, в основном, из-за следующих причин:

  • непомерные расходы воды в квартирах без установленных счетчиков;
  • утечек воды из-за неисправностей и аварийных ситуаций внутри централизованных систем водоснабжения;
  • несанкционированного подключения нелегальных потребителей к сети (к примеру, для поливки придомовых территорий);
  • пользование водоснабжением незарегистрированных пользователей.

В связи со всеми этими особенностями разница между показателями общедомовых расходомеров и индивидуальных счетчиков оплачивается собственниками последних. В такой ситуации монтаж прибора расхода ресурса может быть нерентабельным, поэтому всех граждан обязали установить в квартирах индивидуальные расходомеры.

Рост тарифов

Оплата холодной воды и других коммунальных услуг постоянно растет. Сегодняшняя ситуация в России заставляет компании, которые поставляют коммунальные ресурсы, увеличивать тарифы ЖКХ. Однако нужно заметить, что эти цифры растут намного ниже, чем планировалось правительством страны. И хоть нагрузка на всех потребителей увеличивается, другого выхода из сложившихся постсоветских условий специалисты не видят.

Пятая часть населения России вообще считает, что норма потребления завышена и платить за водные ресурсы в такой богатой на них стране не надо. Но все вокруг растет в цене, поэтому повышение тарифов неизбежно и оправдано существующей экономической обстановкой. Также нужно сказать, что увеличение тарифных ставок не покроет расходов на реставрацию и замену трубопроводов.

С начала 2017 года применяют повышающий коэффициент на поставку основных ресурсов (холодная и горячая вода, электричество). Но это действует только на граждан, которые не смонтировали в квартирах приборы учета. Для людей, которые по уважительным причинам не могут установить их (что доказывается соответствующим актом), условия не меняются, они платят за полученные кубометры в соответствии с нормами расходов на горячую и холодную воду, без повышающих коэффициентов.

Основная проблема населения, которое получает горячее и холодное водоснабжение – это как предотвратить рост платежей? Решение довольно простое – нужно поставить в жилье индивидуальные счетчики, которые учитывают все расходы услуг ЖКХ. Также необходимо установить общий для всего здания расходомер. В такой ситуации повышающий коэффициент не применяют, потому что подсчитывают оплату в соответствии с реальными показаниями приборов.

Выводы

Цена кубометра холодной и горячей воды слагается из множества условий. Чтобы проконтролировать создание цены на эти ресурсы, нужно полностью расшифровать все траты, из которых определяется цена на кубический метр. Поставленные в квартирах расходомеры учат владельцев недвижимости экономить и беречь природные ресурсы. А когда горячая вода циркулирует в соответствии с нормами, то это понижает ее цену. Монтаж общедомовых приборов учета помогает сократить денежные расходы и с высокой точностью выяснить количество энергии на подогрев одного кубометра воды.

Из чего состоит тариф на воду?

В Омске один кубический метр холодной водопроводной воды с 1 января 2011 года стоит 13 рублей 68 копеек. По данным департамента экономической политики ОАО «ОмскВодоканл», если эту сумму разложить «по полочкам», получится следующее.
2 рубля 9 копеек составляет налог на добавленную стоимость (НДС).
1 рубль 76 копеек в стоимости одного кубометра – это затраты на электроэнергию. Производство и транспортировка питьевой воды – процесс энергозатратный, поэтому в стоимости воды эта составляющая весьма значительна: десятки электронасосов качают воду из реки, перегоняют ее на станцию водоочистки. А оттуда уже питьевую воду подают в город по трубопроводам разных диаметров более 80 насосных станций.
16 копеек расходуется на приобретение материалов, необходимых в работе, реагентов для очистки воды. Это флокулянты, коагулянты, фильтрующие материалы и прочие составляющие, необходимые для безопасного водоснабжения.
Затраты на текущий и капитальный ремонты составляют 2 рубля 23 копейки. Эти средства направляются на поддержание в рабочем состоянии оборудования, сетей, сооружений, техники. Делать это необходимо, так как средний износ городской системы водоснабжения и водоотведения достигает 70%. Поэтому еще 41 копейка от стоимости каждого кубометра направляется на реализацию инвестиционной программы.
Оплата труда с отчислениями в социальные фонды и налогом на прибыль составляет 3 рубля 74 копейки в стоимости кубометра воды. Заработная плата для сотрудников водоканала, которые трудятся и в жару, и в мороз, днем и ночью, порой, по пояс в ледяной воде – это вопрос надежности водоснабжения. На жизнеобеспечивающем предприятии делается все, чтобы текучесть кадров была минимальна, чтобы коллектив состоял только из квалифицированных специалистов. В любое время года, при любой погоде они обеспечивают бесперебойное водоснабжение. А в случае аварий – быстро развертывают ремонтные работы, чтобы как можно быстрее вернуть воду людям.
Все сооружения системы водоснабжения и водоотведения омский водоканал арендует у муниципалитета, поэтому по договору аренды с администрацией города 1 рубль от стоимости каждого кубометра направляется на восстановление этих сооружений. В этот рубль включены и амортизационные отчисления.
2 рубля 29 копеек – это затраты на охрану объектов предприятия, связь, страхование арендуемого у муниципалитета имущества, налоги (водный налог, налог на имущество и другие определяемые законодательством выплаты).
Таким образом, мы получаем стоимость одного кубометра воды – 13 рублей 68 копеек, но в квитанции на оплату жители увидят 12 рублей 90 копеек. В нашем городе тариф для населения установлен ниже экономически обоснованного уровня за счет того, что действует принцип перекрестного субсидирования, когда компенсация расходов населения осуществляется за счет более высоких тарифов для прочих потребителей.
Важно отметить, что новый тариф не покрывает всех необходимых затрат, особенно в части восстановления инфраструктуры, поэтому вопрос экономии и ресурсосбережения останется в новом году для предприятия ключевым.

Читайте также:

«Работай безопасно», – ВЕЛЕССТРОЙ

Сегодня в компании ВЕЛЕССТРОЙ работает более 15000 сотрудников, каждый из которых является профессионалом в своей области. Компания строит объекты в суровых климатических условиях.

Свежие новости Омска

Омич убил гостеприимного хозяина сувенирной саблей

В Омской области ищут мужчину в шортах и сланцах

На трассе в Омской области в ДТП пострадал дорожный рабочий

Омский художник возобновит выпуск футболок с легендарной надписью «Радость»

«Россия» и «В мире»

Стало известно, в каких городах России больше всего любят портреты

Потерявшуюся 5-летнюю девочку нашли живой в лесу спустя четверо суток

Википедия за щедрые “пожертвования” обеляет репутацию оппозиции

Натюрморт омской школьницы выставит Третьяковка

Из чего складываются тарифы на «коммуналку»

Разумеется, знать наизусть Жилищный кодекс РФ, сотни отраслевых законов, постановлений и правил простому обывателю ни к чему. Однако это не значит, что не нужно разбираться в основах.

Тарифы на коммунальные ресурсы — тепловую энергию, горячую и холодную воду, газ, водоотведение, электрическую энергию, ТКО — устанавливает и регулирует государство.

А вот тарифы на содержание и ремонт жилых помещений государством не регулируются, а устанавливаются собственниками жилых помещений на общем собрании.

Задача региональной тарифной комиссии Ставропольского края — установить тарифы таким образом, чтобы выдержать ограничения, утверждённые на федеральном уровне, по росту совокупного платежа за весь набор коммунальных услуг.

Так, индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Ставропольскому краю с 1 июля 2019 года составляет 2 процента, а предельные индексы по муниципальным образованиям края — от 1,5 до 4 процентов.

В основе каждого тарифа лежат экономически обоснованные затраты, которые вытекают из производственного процесса. Для 54 организаций в сфере теплоснабжения и 77 — в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются разные тарифы. Это связано с тем, что у каждой из них свои особенности производства, уровень изношенности оборудования и сетей, объёмы работ по ремонту и модернизации коммунальных объектов.

Вот пример. Для жителей Ставрополя и прилегающих территорий вода подаётся из Сенгилеевского водохранилища. Однако чтобы её поднять (это, на минуточку, 440 метров) и транспортировать на расстояние в 15 километров, нужны мощные насосы и, соответственно, много электроэнергии. Таким образом, в структуре тарифа городского водоканала около 50% — затраты на приобретение энергоресурса.

Другой пример. В Предгорном и Шпаковском районах самотечная система родниковой воды. В связи с этим у водоканалов нет расходов на электроэнергию для подъема, транспортировку и очистку. Значит, структура тарифа будет другая.

Горячая вода

Конечная стоимость одного кубометра горячей воды не устанавливается государством, а самостоятельно рассчитывается исполнителем коммунальных услуг. Сколько потребитель заплатит за один кубометр горячей воды, зависит от тарифа, установленного на исходную холодную воду, и стоимости тепловой энергии, необходимой для её подогрева до требуемой температуры.

В свою очередь стоимость тепловой энергии определяется путем умножения тарифа на тепловую энергию и количества тепловой энергии, затраченной на подогрев одного кубометра холодной воды (удельный расход тепловой энергии, который зависит от конструктивных особенностей внутридомовых систем горячего водоснабжения, пояснили в РТК.

Ошибки в платёжках

В первую очередь нужно обращаться к исполнителю услуги. В многоквартирном доме это может быть управляющая компания, ТСЖ, ЖСК, непосредственно ресурсоснабжающая организация (если она выполняет функции исполнителя коммунальных услуг). Если там проблему не решили и не сняли вопросы, звоните или пишите в краевое управление по строительному и жилищному надзору.

Электроэнергия

Тарифы на электрическую энергию для населения устанавливаются на едином уровне для всех жителей региона, в рамках предельных уровней, которые ежегодно утверждает Федеральная антимонопольная служба для каждого субъекта Российской Федерации.

«Рост тарифов для населения с 1 июля 2019 года составил 1,76 процента, а суммарный рост тарифов с 1 июля 2019 года к декабрю прошлого года —3,35 процента. Это ниже определённого ФАС России предельного темпа роста — 5,4 процента», — отметил руководитель РТК Ставрополья края Сергей Губский.

Отдельно устанавливается тариф на электроэнергию для городского и сельского населения, у которого в домах стоят электроплиты и (или) электроотопительные приборы.

Газ

Розничные цены на газ, реализуемый населению Ставропольского края, складываются из оптовой цены на газ и тарифов на услуги по его транспортировке и сбыту. Причём все составляющие формируются на федеральном уровне. А уже в регионе утверждаются розничные цены на газ для населения — сумма этих трёх составляющих с учётом налога на добавленную стоимость.

«При этом оптовые цены на газ для населения Ставропольского края установлены с 1 июля 2019 года на федеральном уровне на 25,9 процента ниже, чем для прочих потребителей газа в регионе», — пояснили в РТК СК.

ТКО

На Ставрополье работают четыре региональных оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, для каждого из которых утверждены предельные тарифы. Планировалось, что здесь тоже будет ежегодное повышение тарифов, но власти решили временно заморозить этот процесс. Новая система пока только выстраивается.

«Правительством Российской Федерации было принято решение о сохранении ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение ТКО в 2019 – 2023 годах на уровне 2018 года в размере 95 рублей за одну тонну ТКО», — сообщили в министерстве ЖКХ.

В связи с этим РТК пересмотрела предельные единые тарифы: с 1 апреля 2019 года они были снижены по каждой зоне и установлены в диапазоне от 619,11 руб/м3до 683,56 руб/м3. Так будет до 30 июня 2020 года.

Тарифы для регоператоров тоже различаются, поскольку на каждой территории разная плотность населения, протяжённость дорог, общая площадь, удалённость от объектов обработки отходов и так далее.

Иллюстрации: Поленка Тарасевич

Порядок расчета тарифов на воду, водоотведение и очистку сточных вод

Основным законом в сфере установления тарифов на воду и канализацию, является 210-ФЗ. Однако данный закон очерчивает общие рамки, но не отвечает на вопрос как рассчитать тариф? Основой в этом случае служат Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Минрегиона от 15.02.11г. №47 и уже упоминавшееся Постановление Правительства РФ №520.

Согласно данным документам тарифы и надбавки устанавливаются для финансирования реализации производственной и инвестиционной программ. Основы ценообразования предполагают использование по выбору регулирующего органа одноставочных и двухставочных тарифов на горячую, холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод. Документы допускают дифференциацию тарифов с учетом различий в стоимости производства и реализации для различных категорий потребителей, однако если тарифы для одной категории потребителей не покрывают расходы организации, то компенсировать разницу за счет других категорий запрещено.

В соответствии с данными методическими рекомендациями для предприятия, оказывающего услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод рассчитывают тариф на холодную, горячую воду; тариф на водоотведение и очистку сточных вод.

Этими же указаниями определены методы регулирования, но которые сводятся, по сути, к определению экономически обоснованных затрат, т.е. мы говорим о затратных методах ценообразования. В свою очередь экономически обоснованные затраты определяется как «экономическая оправданность затрат, оценка которых выражена в денежной форме» (п. 1 ст. 252 НК РФ). Кроме того при определении суммы экономически обоснованных затрат учитываются мероприятия учтенные в производственной программе предприятия.

Еще одной не менее важной составляющей тарифа являются устанавливаемые надбавки, которые чаще всего носят инвестиционный характер, и определяется на основании утвержденной органом местного самоуправления инвестиционной программы организации коммунального комплекса.

Органами регулирования тарифов на услуги систем водоснабжения и водоотведения являются региональные службы по тарифам, до 2010 года установление тарифов осуществлялось органами местного самоуправления.

Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод устанавливают в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти. Предельный индекс, как правило, определяется исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период регулирования.

Итак, тариф на услуги водоканалов – это весьма сложное образование, имеющее пределы роста, основу которого составляют постоянные издержки. В трансформационный период для водоканалов формируются высокие риски финансирования инвестиций за счет банковских кредитов, поскольку сохраняется социальный фактор ограничения роста тарифов, а также отсутствуют гарантии возврата средств в тарифах следующих периодов из-за явно некоммерческого характера инвестиционных проектов.

Необходимость инновационного обновления основных фондов обусловлена требованием надежности и экологической безопасности деятельности предприятий, оказывающих данный вид услуг. Финансирование инвестиций в этот период должно осуществляться за счет фиксированной в тарифе и переносимой на себестоимость части постоянных затрат, называемой инновационной надбавкой или инновационной премией.

Кто устанавливает тарифы на водоснабжение

Прежде всего выясним, что такое водоснабжение. Под этим понятием в п. 10 ст. 1 Водного кодекса РФ подразумевается подача водопользователями поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах. Водопользователи — это физические и юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом. К водопотребителям относятся граждане и компании, потребляющие воду из систем водоснабжения.

Подавая воду гражданам-водопотребителям для хозяйственно-питьевых нужд, водопользователь оказывает им услуги водоснабжения, которые согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163, относятся к коммунальным (код 042210 5).

Таким образом, организация — собственник скважины, из которой подается вода в жилые дома коттеджного поселка, оказывает владельцам этих домов услуги водоснабжения, а значит, коммунальные услуги.

Тарифы на услуги водоснабжения

Оказание коммунальных услуг регламентируется, в частности, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее—Закон № 210-ФЗ), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Коммунальные услуги (в нашем случае — услуги водоснабжения) могут оказывать непосредственно ресурсоснабжающие организации, производящие коммунальные ресурсы (в частности, воду), на основании договора, заключенного с собственником жилого дома.

В части 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ сказано, что плата за коммунальные услуги, в том числе услуги водоснабжения, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в порядке, определенном законодательством РФ. Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 210-ФЗ расчеты потребителей за услуги по водоснабжению осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.

Тарифы на услуги ресурсоснабжающих организаций и надбавки к ним, а также надбавки к ценам для потребителей устанавливают органы местного самоуправления в соответствии с предельными индексами, действующими на территории конкретного муниципального образования. Предельные индексы (их устанавливают органы государственной власти соответствующего субъекта РФ) определяют границы максимально и минимально возможного изменения тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций с учетом надбавок к ним, а значит, цен (тарифов) для потребителей. Основание — ст. 3 и 5 Закона № 210-ФЗ, ст. 6 Федерального закона от 28.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ и некоторые законодательные акты Российской Федерации» и п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Иными словами, в рассматриваемом случае организация — собственник скважины должна рассчитывать размер платы за подачу воды в дома коттеджного поселка по тарифам, установленным органами местного самоуправления для ресурсоснабжающих организаций в пределах индексов, действующих на территории этого муниципального образования. Наличие права собственности на скважину не имеет значения, поскольку организация является водопользователем, использующим водный объект для забора (изъятия) воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Норматив потребления воды

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления (п. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Норматив потребления коммунальных услуг — это месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов, который используется при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных или общих приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам. Например, при отказе собственника жилого дома сообщить ресурсоснабжающей организации показания прибора учета либо при неисправности этого прибора или его ремонте (замене) (п. 24, 31 и 32 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Норматив потребления водоснабжения определяется в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. Такие нормативы устанавливаются и утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления. А инициатором утверждения может быть как сам уполномоченный орган, так и ресурсоснабжающая организация.

Из сказанного можно сделать вывод, что ресурсоснабжающая организация не вправе самостоятельно устанавливать нормативы потребления воды, она может только обратиться в орган местного самоуправления для их установления и утверждения.

Источники:
http://pravovdom.ru/zhkx/dvuxkomponentnyj-tarif-na-vodu.html

Тарифы на воду


http://omskpress.ru/news/20094/%D0%98%D0%B7_%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D1%82_%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84_%D0%BD%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%83?
http://pobeda26.ru/stati/iz-chego-skladyivayutsya-tarifyi-na-kommunalku
http://pricinginfo.ru/publ/tarifoobrazovanie/zhilishhno_kommunalnyj_kompleks/raschet_tarifov_na_vodu/26-1-0-98
http://www.eg-online.ru/consultation/80892/
http://gazmsk.ru/pages/127_0.htm

Ссылка на основную публикацию