В каких случаях и куда следует жаловаться на врачей

Проблемы со здоровьем у людей вызывают необходимость пойти к врачу. Улучшение состояния здоровья пациентов — главная задача докторов. Жалобы на лечащих врачей — явление нечастое. Однако случаются ситуации, когда пациент не видит другого выхода и просит уполномоченные инстанции разобраться с конфликтом.
[flat_ab id=”1″]
Жалоба на врача

Права пациента в России

Основные права пациентов Российской Федерации прописаны в Федеральных законах № 323 (ст. 19, 21, 27) и № 326. Согласно им каждый человек, нуждающийся в лечении, при обращении в медицинское учреждении, имеет право на:

  • самостоятельный выбор подходящего специалиста или медицинского учреждения с помощью подачи письменного заявления;
  • получение скорой помощи;
  • сохранение своего диагноза в тайне;
  • внимательное отношение;
  • прохождение лечения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам;
  • использование возможностей полиса добровольного медицинского страхования;
  • владение информацией касательно своего диагноза;
  • получение через органы исполнительной власти доступа к документам и выпискам относительно своей болезни;
  • получение консультаций и прохождение врачебного консилиума;
  • добровольное принятие решения по медицинскому вмешательству;
  • доступ к своей лечебной документации;
  • обезболивание соответствующими препаратами;
  • компенсацию нанесенного урона здоровью или имуществу;
  • общение с юристом или адвокатом для защиты прав;
  • обращение к священнослужителю в случае возникшей необходимости;
  • возможность обратиться с жалобой.

[flat_ab id=”2″]

При нарушении одного из этих прав пациент имеет полное основание пожаловаться на врача в органы здравоохранения или в прокуратуру.

Должностные обязанности и права доктора

Закон Российской Федерации № 323 (ст. 70) регулирует основные права и обязанности врача.

  1. Врач обязан организовывать обследования, лечение пациентов.
  2. Предоставлять информацию касательно диагноза и результатов проведенных анализов и экспертиз.
  3. Он имеет право добровольно отказаться от наблюдения пациента или передать его другому лечащему врачу посредством распоряжения главного должностного лица медучреждения.
  4. Доктор имеет право в письменной форме отказаться от проведения абортирования пациентки при условии отсутствия угрозы ее жизни и здоровью.
  5. Обязан предоставлять информацию по новому препарату, который он сам предлагает в рецепте.
  6. Врач обязан вынести медицинское заключение по каждому отдельному случаю исходя из результатов исследований.
  7. Доктор обязан назначить препараты, которые вылечат или принесут облегчение больному.

Несмотря на четко прописанные обязанности врача, пациентам приходится часто терпеть хамство и унижение от персонала больницы или поликлиники. Зачастую врачи предлагают оплатить процедуры и анализы лицам, уже имеющим полис медицинского страхования. Если произошло утаивание информации о состоянии здоровья или ее распространение, пациенту можно обратиться в вышестоящие органы или прокуратуру и написать жалобу на врача

Частые причины жалоб пациентов

[flat_ab id=”3″]
Есть множество вариантов вывести пациента из состояния равновесия. Наиболее часто жалобы от больных на лечащих врачей поступают по некоторым причинам.

  1. Помощь больному человеку была оказана не вовремя, что повлекло за собой осложнение его состояния и даже смерть. В подобном случае жалоба в прокуратуру подается чаще всего.
  2. Врач отказался принять пациента без уважительной на то причины.
  3. Диагноз был поставлен неверно.
  4. Врач назначил неправильное лечение, что привело к ухудшению здоровья человека.
  5. Доктор плохо провел операцию, что вызвало ряд осложнений или даже смерть. Далее родственникам следует обращаться в прокуратуру.
  6. Невнимание и халатность по отношению к пациенту.
  7. Врачом были назначены препараты, цена которых слишком высока. Доктор не предложил пациенту возможность применения аналогов.
  8. Откровенное, неприкрытое хамство со стороны медработников учреждения, куда пациент обратился за помощью.

При оформлении жалобы на практикующих врачей важно правильно обозначить нарушение со стороны врача и свои претензии. Они прописаны в статье № 41 Конституции Российской Федерации.
[flat_ab id=”4″]
Кроме вышеперечисленных жалоб пациенты высказывают претензии на своих врачей из-за чрезмерных растрат. Люди, которые обращаются с рекламацией на врача в основном жалуются на непредвиденные дополнительные услуги, нерационально завышенные цены на материалы, отказ врачей делать операцию, обустраивать пациента на стационар, выписывать из отделения без выплаты определенной суммы. Также жалоба на врача может быть оформлена по одному из пунктов:

  • абсолютное нарушение санитарно-эпидемиологических правил, норм, установленных законодательством;
  • несерьезный подход к исполнению своих должностных инструкций;
  • преднамеренное сокрытие опасных для здоровья фактов;
  • принесение человеку вреда (различных степеней тяжести).

Эти положения прописаны в Уголовном кодексе РФ. Жалобы на лечащих врачей могут привести к штрафным санкциям или, в случае особо тяжелой провинности, к уголовной ответственности. Важно понимать, куда оформлять жалобы на недобросовестных врачей и к кому можно обращаться за консультацией.

Составление жалобы на медработника

[flat_ab id=”5″]
Перед тем как написать жалобу на врача, можно заранее найти в интернете примерный образец, составить свою претензию, внося изменения индивидуального характера. Необходимо прежде всего описывать конкретные факты и ситуации, не позволяя в заявлении хамство по отношению к особе, к которой есть претензии. Важно понимать, что жалобы на врача должна быть удовлетворена, поэтому в ней нужно указывать ожидаемый результат. Следует, например, написать: «Прошу выплатить мне компенсацию за причиненный ущерб».

Перед оформлением претензии нужно собрать доказательства в виде чеков, квитанций, справок, заключений, результатов анализов или экспертизы. Эти документы прилагаются к написанной жалобе, а полный их перечень указывается в самом заявлении. Информация должна быть абсолютно правдивая, без вымысла, правильно изложенная. Форма жалобы на медсестер и врачей:

  • шапка документа с указанием, кому, куда пишется жалоба (ф. и. о., реквизиты), кто обращается с претензией (ф. и. о., адрес, контактный телефон);
  • слово «жалоба» — название документа;
  • текст письма;
  • заключительная часть с требованиями по принятию мер к врачу (возмещение убытков или отстранение его от работы);
  • дата, подпись (ее расшифровка).

Собранные доказательства
Текст должен содержать ссылки на Конституцию РФ и факты нарушения доктором конкретных законов. Только в этом случае жалоба будет рассмотрена высшими инстанциями. При предоставлении подобного документа можно предъявить ксерокопии приложенных бумаг (чеки, квитанции, справки и т. д.). Однако юристы советуют использовать оригиналы. Особенно это требование актуально при подаче искового заявления на врача в судебные органы.

Куда направить жалобу

Согласно законодательству РФ в обращении с жалобой на кого-либо следует соблюдать иерархию. Жалобу на врача нельзя подать в министерство здравоохранения без предварительного обращения к руководству больницы или поликлиники. Такое письмо не рассмотрят. Хамство медработника должно быть подробно описано, а заявление подано заведующему клиникой. Он способен урегулировать этот спор в досудебном порядке.

При подаче жалобы начальнику медучреждения оформляется второй экземпляр. О его существовании нужно уведомить адресата жалобы. Эту копию можно отправить в отдел здравоохранения города. Претензия должна обязательно быть зарегистрирована руководителем медучреждения. На письмо должны отреагировать в течение месяца. В противном случае жалобу стоит передать в следующие инстанции.

Местный отдел здравоохранения принимает жалобу в письменной форме, электронном виде и по телефону горячей линии. Существует возможность самостоятельной передачи такого письма (2 экземпляра) или по почте (заказное письмо с уведомлением). При приеме подобного документа ставится штамп с регистрационным номером и датой получения. Ведомство, получившее жалобу, должно отреагировать на нее.

Если местный отдел здравоохранения не отреагировал на претензию гражданина или вынес неправомерное решение по рассматриваемому вопросу, нужно обращаться в Министерство Здравоохранения и Соцразвития Российской Федерации, Росздравнадзор или писать на официальный блог Министерства.

Факт неправомерного взимания платы за услуги при наличии у пациента медицинского полиса рассматривает Федеральный Фонд медицинского страхования. В это учреждение следует подавать жалобу с указанием номера своего полиса. Жалобы на медицинских работников от населения принимает и Роспотребнадзор, отделы которого открыты в каждом регионе. При невозможности прийти в отделение можно оставить свое заявление-претензию на сайте Росздравнадзора.

Прокуратура — государственный орган, в функции которого входит контроль действий различных министерств. Поэтому обращение с жалобой на врача в прокуратуру вполне правомерно. Этот орган проведет независимую проверку по фактам, описанным в жалобе. В прокуратуру стоит обращаться при причинении тяжелого вреда, увечий, вымогательстве денег.

Суд принимает решение после обращения в прокуратуру по тяжким конфликтам, а также при причинении морального ущерба. Он может привлечь к уголовной ответственности или обязать выплатить штраф при наличии доказательств и свидетелей. При намеренном причинении вреда следует вызывать полицию. В силу в подобном случае вступает Уголовный кодекс РФ.

Пациенты не должны терпеть открытое хамство, вымогательство и неправомерные действия врачей. Гражданам нужно определенно знать, куда и к кому обращаться за помощью. Квалифицированные юристы помогут оформить жалобу и правильно составить исковое заявление в суд или прокуратуру.

Ссылка на основную публикацию