Как и куда жаловаться пациенту на больницу

Человек, попадая в больницу, всегда надеется на быструю и качественную помощь врачей, внимательный подход, уют и заботу. Такую больницу можно принять за образец в системе здравоохранения. Однако на практике подобных медучреждений очень мало. Пациенты сталкиваются с грубостью и хамством, непрофессионализмом и поборами. У них возникает желание писать претензии и жалобы.
[flat_ab id=”1″]
Жалоба на больницу

Права пациентов

Конституция РФ предоставила своим гражданам определенные права и свободы. Важными для человека являются гарантии охраны его здоровья и возможность получения надлежащего медицинского ухода за больным в случае необходимости. Речь идет о следующих правах пациента:

  • быть обеспеченным услугами, препаратами, возможностью обращаться в медицинские учреждения, общаться с профессиональными медицинскими работниками;
  • получать уважение от людей, которые оказывают ему медицинскую помощь;
  • обследоваться и лечиться в условиях, соответствующих санитарным нормам;
  • получать облегчение своей боли;
  • получать медицинское вмешательство при необходимости;
  • быть осведомленным о лицах, которые проводят его лечение;
  • в случае конфликта или несогласия с действиями лечащего врача выбирать другого доктора;
  • по добровольному согласию получать медицинскую помощь в предлагаемом объеме или отказываться от нее;
  • сохранять свой диагноз и лечение втайне от других людей при содействии медицинского персонала;
  • быть осведомленным в ходе лечения о своем диагнозе, динамике развития болезни;
  • иметь возможность принимать посещения от родственников, священников, адвокатов и других лиц во время пребывания в больнице;
  • подавать жалобы администрации больницы и вышестоящим учреждениям.

Эти права и возможности должны обеспечивать комфортное пребывание людей в больнице, способствовать улучшению или облечению их физического состояния.
[flat_ab id=”2″]

Частые причины жалоб от пациентов

Большинство из вышеперечисленных прав бесцеремонно нарушается самими медицинскими работниками. На некоторые нарушения пациенты закрывают глаза, однако есть такие, которые стерпеть нельзя:

  • отказ медработников своевременно оказать помощь человеку, что явилось причиной ухудшения состояния больного;
  • неверно поставленный диагноз, приведший к ухудшению здоровья или смерти;
  • некорректно проведенные обследования, которые не смогли определить динамику развития заболевания;
  • ошибочное применение терапевтических действий, повлекшее осложнения состояния или смерть пациента;
  • некорректное и даже грубое поведение медработников, халатное отношение врачей к своим прямым обязанностям;
  • неудачно проведенная операция, вызвавшая осложнения или смерть;
  • большие финансовые растраты, связанные с прохождением обследования или пребывания на стационаре;
  • отказ администрации больницы или врачей обеспечить пациента льготными препаратами;
  • вымогательство денежных средств перед госпитализацией и выпиской пациента;
  • содержание пациентов в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам;
  • требование денег или материалов за бесплатные исследования и манипуляции.

[flat_ab id=”3″]

Вред, нанесенный здоровью пациента, его смерть в больнице во время проведения лечения или операции, вымогательство денежных средств — поводы для подачи жалобы не только в вышестоящие учреждения, но в прокуратуру и судебные органы.

Куда оформлять жалобу

Порядок обращения граждан с жалобами на различные учреждения прописан законодательно. Подать жалобу на больницу можно в следующие инстанции и органы:

  • администрацию медицинского учреждения;
  • санитарно-эпидемиологический надзор;
  • страховую компанию, Фонд Обязательного медицинского страхования;
  • городской департамент здравоохранения;
  • Министерство здравоохранения;
  • прокуратуру;
  • судебные органы.

На работу врачей отделения или больницы, качество предоставляемых услуг сначала нужно жаловаться заведующему отделением или главному врачу больницы. Эти люди способны урегулировать конфликтные ситуации, не вынося проблему за пределы заведения. Жалоба должна быть зарегистрирована, в ней нужно указать факты, имевшие место и подтверждающие нарушения. В этом случае начальнику сложно будет скрыть существование жалобы. Он вынужден будет отреагировать.
[flat_ab id=”4″]
Некоторые больницы или отделения являют собой образец нечистоплотности: условия не соответствуют гигиеническим нормам, присутствуют признаки антисанитарии, палаты, куда поселяют пациентов, переполненные. Главврач или заведующий отделением не могут быть не осведомлены об этом. Следует обратиться в санитарно-эпидемиологический надзор. Этот орган уполномочен провести проверку санитарного состояния больницы и обязать нарушителей изменить ситуацию в лучшую сторону.

Граждане РФ получают полис обязательного или добровольного медицинского страхования. Некоторые процедуры и лекарства имеют статус льготных, платить за них не нужно. Однако факты нарушения этой нормы фиксируются по всей стране. При обнаружении таких обстоятельств необходимо обращаться в свою страховую компанию, которая выдала полис, или в Фонд обязательного медицинского страхования. Его реквизиты есть в каждом документе о страховании. Писать претензию можно, не используя какой-то конкретный образец. Главное, написать свои данные и реквизиты больницы.
Минздрав Российской Федерации
[flat_ab id=”5″]
Региональный Минздрав имеет полномочия разбирать жалобы в больницах его округа. Жаловаться можно и в Минздрав РФ. Однако в этом случае оно спустит приказ о дальнейшем разбирательстве в нижестоящую инстанцию. В отделениях функционируют горячие линии по работе с обращениями граждан. Решает сам заявитель, куда жаловаться, в какой отдел Минздрава. Однако стоит понимать, что время будет потеряно при перенаправлении жалоб.

Написать или позвонить по горячей линии в Росздравнадзор следует при наличии непростых нарушений. Жалоба на врачей или больницу будет рассмотрена, проверка будет проведена.

Прокуратура рассматривает жалобы, касающиеся доведения до смерти или инвалидности путем лечения или отказа помочь, факта взяток и вымогательства. При необходимости дело передадут в суд. Судебные органы принимают исковые заявления от граждан или материалы из прокуратуры. Для судебного разбирательства пациенту или его родственникам нужно иметь юридическую поддержку.

Образец написания жалобы

Чтобы пожаловаться в выбранный орган, нужно писать заявление или звонить по телефону горячей линии. Написанную жалобу (см. образец) следует принести лично или отправить по почте с уведомлением. На сайте Минздрава и департамента здравоохранения есть форма заполнения жалобы, то есть пожаловаться можно в онлайн-режиме. Образец заполнения также можно найти в свободном доступе. Однако жаловаться умеют многие, а писать заявление не все. Это куда сложнее сделать, если нет юридической помощи.

Перед подачей претензии необходимо сформировать свою доказательную базу-конверт, куда следует вложить все чеки за лечение, выписки из медицинских карт и эпикризы, результаты проводимых анализов, копию решения о присвоении инвалидности (по необходимости), заявления-претензии в иные проверяющие органы и результаты обращения к ним и другие документы, заверенные у нотариуса или самолично. В Министерство или департамент здравоохранения следует сдавать заявление и пакет подготовленных документов. Второй зарегистрированный образец нужно оставить у себя. На отдельном заверенном листе нужно написать перечень всей прилагаемой документации.

Претензию (см. образец) можно написать от руки или напечатать. Она должна содержать следующую информацию, которую нужно писать в соответствующем порядке:

  • реквизиты учреждения, куда подается жалоба на больницу;
  • ФИО уполномоченного лица, его должность (можно не писать, если эта информация неизвестна);
  • свои реквизиты (ФИО, адрес и телефон);
  • наименование документа (жалоба или претензия);
  • фактическая информация по конфликту с больницей;
  • личные требования по решению проблемы;
  • дата, расшифрованная подпись.

Для того чтобы заявление (см. образец) было рассмотрено, в нем следует написать только правдивую информацию. Все факты должны иметь документальное подтверждение. Не следует писать эмоциональные фразы, например: «В больнице творится что-то страшное…, у врачей есть привычка…». Жаловаться стоит исключительно по конкретному вопросу, написать нужно подробно, но без преувеличения и вымысла.

14.0 KiB
180 Downloads
Детали

Пожаловаться в органы надзора за больницами и другими медицинскими учреждениями можно каждому гражданину, попавшему в неприятную ситуацию. Однако перед тем как жаловаться, следует хорошо подготовиться. Процедура может быть непростой и длительной, но защита своих прав — превыше всего.

Ссылка на основную публикацию