О правах и выплатах для пенсионеров при сокращении штатов

Полезное видео

  1. Написать жалобу в трудовую инспекцию.
  2. Подать исковое заявление в суд.

По каким правилам производится сокращение пенсионера

Сокращение пенсионеров в 2019 году проводится по общим правилам, определенным ст. 179 и 180 ТК РФ, без каких-либо ограничений и изъятий.

При сокращении сотрудника, согласно ч. 1 ст. 179 ТК РФ, во внимание принимаются только его квалификация и производительность труда. Соответственно, предпочтение должно отдаваться более квалифицированному и эффективному сотруднику.

При этом в ряде организаций работники могут иметь одинаковую производительность труда (данный показатель к ряду профессий и должностей и вовсе не применим) и квалификацию. В такой ситуации преимуществом обладают сотрудники, перечисленные в ч. 2 ст. 179 ТК РФ, в том числе:

  • работники, имеющие двух и более иждивенцев;
  • сотрудники, в семье которых больше никто не работает;
  • работники, которые в период службы у работодателя получили профзаболевание или увечья;
  • инвалиды ВОВ и боевых действий;
  • повышающие квалификацию по направлению работодателя без отрыва от производства.

Важно! Пенсионеры в силу ч. 2 ст. 179 ТК РФ не будут пользоваться преимущественным правом оставления на работе при сокращении штатных единиц. То есть при возникновении выбора между увольнением по сокращению пенсионера либо более молодого сотрудника предпочтение должно отдаваться более квалифицированному и эффективному из них.

На крупных предприятиях для этих целей создается специальная комиссия, цель которой — экономически обоснованное проведение организационно-штатных мероприятий. Состав комиссии, полномочия и другие вопросы ее деятельности регламентируются приказом руководителя, а по итогам работы составляются отчет и рекомендации по сокращению как должностей, так и конкретных сотрудников. Соответственно, вопросы квалификации специалистов, их эффективность, возможность перемещения сокращаемых сотрудников на имеющиеся вакантные должности должны учитываться в ходе работы комиссии.

Льготы (компенсации) при сокращении работающего пенсионера в 2020 году

Сокращение штата крупных и мелких предприятий является актуальной проблемой в связи с непрекращающимся экономическим кризисом в стране. Компании вынуждены избавляться от наименее эффективных работников и расходовать бюджет, выделенный на оплату труда персонала, только на сотрудников, приносящих организации существенную коммерческую пользу. При этом обычно работу теряют пенсионеры, поскольку принято считать, что пожилые люди должны уходить на пенсию по достижении пенсионного возраста, поскольку их трудовые качества к тому моменту начинают притупляться. Предлагаем разобраться, как осуществляется сокращение пенсионеров, и какие закон устанавливает льготы, компенсации и иные выплаты при сокращении работающего пенсионера в 2020 году.

  1. Можно ли уволить пенсионера по сокращению штата
  2. Выплаты при сокращении работающего пенсионера в 2020 году
  3. Пример начисления выплат при сокращении работающего пенсионера в 2020 году
  4. Компенсация на период трудоустройства пенсионера, уволенного по сокращению штата
  5. Распространенные ошибки по теме “Выплаты при сокращении работающего пенсионера в 2020 году”
  6. Ответы на часто задаваемые вопросы по теме “Льготы (компенсации) при сокращении работающего пенсионера в 2020 году”

В плане выплат, на которые могут претендовать лица пенсионного возраста при сокращении штата, пенсионеры приравнены по закону ко всем остальным сотрудникам. То есть, возраст работника, при котором произошло увольнение по причине сокращения штата компании, роли не играет (ст. 349.3 ТК РФ). В общем случае при увольнении по сокращению сотруднику полагаются следующие выплаты:

Выплаты и пособия

Указанная в уведомлении о сокращении дата является последним рабочим днём. Именно тогда работнику выдаются документы и расчётные средства за отработанный период. Законом предусмотрена также выплата пособия в размере среднего месячного заработка, а также данная сумма сохраняется за пенсионером на два месяца.

Пособие является, по сути, материальной поддержкой уволенного на период поиска новой работы. Если такая появляется на первом месяце после увольнения, то работодатель вправе отказаться от следующего транша.

Выдаваемая на руки общая сумма включает:

  • заработную плату;
  • выходное пособие;
  • компенсацию за невостребованный отпуск.

На основании внутренних нормативных актов организации сокращенному сотруднику может начисляться дополнительная сумма за выслугу лет или другие достижения.

На протяжении 2-х недель сокращённый сотрудник может стать на учёт в службу занятости, тогда появляется возможность получить выходное пособие за третий месяц.

Действия администрации представляют собой некий алгоритм, следуя которому удаётся избежать многих ошибок.

Какие выплаты полагаются сокращенному пенсионеру?

“Отдел кадров бюджетного учреждения”, 2009, N 4

Какие выплаты полагаются сокращенному пенсионеру?

При сокращении численности или штата работников в последний день работы работодатель не прощается с работником, так как трудовым законодательством предусмотрены определенные выплаты даже по истечении нескольких месяцев после увольнения. И если с простыми работниками все четко и понятно, то как быть с работниками-пенсионерами, ведь они уже социально защищены государством путем назначения им пенсии? В связи с этим возникают вопросы: сохраняется ли средний заработок за пенсионерами в течение третьего месяца после увольнения, какие случаи признаются исключительными для сохранения заработка?

В силу ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Существует две точки зрения.

Одни специалисты полагают: так как в ст. 178 ТК РФ при установлении гарантии в виде сохранения среднего заработка на третий месяц трудоустройства указано условие обращения в орган службы занятости населения, в данной ситуации необходимо учитывать положения Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон N 1032-1) и Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (далее – Порядок). Из п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 следует, что безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно или за выслугу лет. Та же норма прописана в п. 17 Порядка. В итоге служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, следовательно, у нее не возникнет обязанности по трудоустройству. А выплаты сокращенному пенсионеру работодатель будет производить не свыше двух месяцев. Данную позицию поддерживают и суды. Например, ФАС ЦО в Постановлении от 02.04.2007 по делу N А54-2967/2006 отметил, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных, к каковым пенсионеры не относятся. К такому же выводу пришли ФАС ПО в Постановлении от 04.04.2006 по делу N А12-14930/05-С15, Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 02.11.2006 по делу N А40-53171/06-145-310.

Другие считают, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости. Ссылка на п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 не может быть принята во внимание, так как в ст. 27 Закона N 1032-1 указано, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. При этом пенсионеры не выделены как отдельная категория работников, которым гарантии не предоставляются. На основании данного положения и п. 8 Порядка органы службы занятости ставят сокращенных пенсионеров на учет как ищущих работу и, если не удалось трудоустроить пенсионера за два месяца, выдают справки о сохранении среднего заработка по прежнему месту работы на третий месяц. Иногда суды поддерживают данную точку зрения. Например, ФАС ВВО в Постановлении от 20.12.2007 по делу N А43-4154/2007-9-174 отметил, что решение органа службы занятости о сохранении за работником-пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения соответствует закону.

Также некоторые специалисты считают, что основанием для принятия решения органом службы занятости о сохранении среднего месячного заработка за третий месяц за сокращенным работником является исключительность случая, состоящая в том, что работник в установленный срок обратился в орган службы занятости за трудоустройством, но не был им трудоустроен. Однако судебная практика показывает, что под исключительностью следует понимать совершенно другое. Например, в Постановлении ФАС ПО от 05.07.2007 по делу N А12-20261/06 указано, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности наличия исключительных обстоятельств, которые могли быть учтены при принятии решения о выплате работнику за счет организации среднемесячной заработной платы за третий месяц со дня увольнения, поскольку центром занятости не представлены документы, подтверждающие предложения имеющихся вакансий и отказ работодателей в принятии на работу по основаниям, связанным с социальным положением гражданина, другие документы, указывающие на исключительный случай, в том числе на отсутствие в семье работающих членов, отсутствие у уволенного работника иных доходов. Вместе с тем суды учитывают, что работник, являясь пенсионером по старости, социально защищен государством в виде гарантированной выплаты пенсии.

Обратим внимание читателей на то, что арбитражная практика приведена только для ознакомления с существующими мнениями по данному вопросу. Президиум ВАС в Постановлениях от 19.02.2008 N 11725/07 и N 13647/07 указал, что такие споры не затрагивают прав и законных интересов работодателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возникают из трудовых отношений, следовательно, неподведомственны арбитражным судам.

На наш взгляд, правильной является первая точка зрения, и вот почему.

Действительно, ст. 178 ТК РФ каких-либо особенностей в отношении работников-пенсионеров не предусмотрено. Однако игнорировать положения п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 просто нельзя. На сегодняшний момент органы службы занятости ставят на учет сокращенных пенсионеров как ищущих работу и держат их в данном статусе несколько месяцев. Да, действительно, учреждения службы занятости могут поставить на учет уволенных пенсионеров в целях поиска подходящей работы (п. 2 Порядка). Вместе с тем, руководствуясь п. 9 Порядка, служба занятости обязана в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в указанных целях предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а в силу п. 15 Порядка и п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1 не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска работы принять решение о признании гражданина безработным . При этом ни Порядком, ни Законом N 1032-1 возможность продления срока пребывания безработного гражданина в статусе ищущего работу не предусмотрена.

На основании п. 1 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.

Но из содержания п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 и п. 17 Порядка вытекает, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии. Поэтому служба занятости не должна выдавать им решение о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.

Таким образом, за сокращенным пенсионером работодатель должен сохранять средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Соответственно, если работник-пенсионер был сокращен из организации, находящейся в районах Крайнего Севера или в приравненной к нему местности, то за ним следует сохранять средний заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев в силу ст. 318 ТК РФ.

Другие считают, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости. Ссылка на п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 не может быть принята во внимание, так как в ст. 27 Закона N 1032-1 указано, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. При этом пенсионеры не выделены как отдельная категория работников, которым гарантии не предоставляются. На основании данного положения и п. 8 Порядка органы службы занятости ставят сокращенных пенсионеров на учет как ищущих работу и, если не удалось трудоустроить пенсионера за два месяца, выдают справки о сохранении среднего заработка по прежнему месту работы на третий месяц. Иногда суды поддерживают данную точку зрения. Например, ФАС ВВО в Постановлении от 20.12.2007 по делу N А43-4154/2007-9-174 отметил, что решение органа службы занятости о сохранении за работником-пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения соответствует закону.

Обоснование увольнения

Увольнение работников должно быть обосновано. Основаниями для сокращения сотрудников считаются:

  • реорганизация компании;
  • снижение объемов производства;
  • смена основной деятельности предприятия.

Об увольнении совместителя по собственному желанию все подробности находятся здесь.Какие есть причины увольнения по собственному желанию без отработки? Статья рассказывает, что может написать работник в заявлении, чтобы не отрабатывать 2-х недельный срок.

При этом снижение объема производства влечет за собой сокращение численности сотрудников, а смена деятельности, в результате которой целые группы сотрудников перестают быть нужны работодателю — сокращение штатов, полное исключение некоторых должностей.

Об увольнении по сокращению работающего пенсионера, а также других работников рассказывается в видео.

Обо всех законных основаниях увольнения работника читайте здесь.

Обо всех законных основаниях увольнения работника читайте здесь.

Какие льготы нужно учесть перед тем, как проводить сокращение пенсионера в связи с сокращением штата

Работодателю стоит проверить, может, пенсионер принадлежит к особым категориям граждан, которых увольнять по сокращению штата нельзя (только при ликвидации). К таковым относятся:

  • участники ВОВ и боевых действий;
  • инвалиды ВОВ и боевых действий;
  • инвалиды, потерявшие здоровье про причине производственной травмы;
  • пенсионеры, на содержании которых имеются несовершеннолетние дети;
  • опекуны, являющиеся единственным кормильцем семьи;
  • работники, входящие в доп. приоритетную группу, подпадающие под условия коллективного договора;
  • сотрудники, направленные на прохождение курсов повышения квалификации.

Ошибка: Работодатель не выплатил пенсионеру, уволенному по сокращению штата, выходное пособие на том основании, что работнику пора на пенсию, и он не будет искать новую работу.

Действия пенсионера в случае неполучения компенсаций

К сожалению, многим пенсионерам приходиться не только неожиданно попадать в стрессовую ситуацию, обусловленную уменьшением численности сотрудников, но и иметь дело с недобросовестными работодателями, которые отказываются выплачивать денежные средства.

В таких случаях не стоит огорчаться, поскольку закон полностью на стороне работников, обделенных выплатами. Чтобы получить, положенные при увольнении деньги, сначала рекомендуем прочитать 236 статью Трудового кодекса. Затем обратитесь в судебные органы и четко изложите все претензии.

Статья 236. Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику

При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

После этого спустя некоторое время, пенсионер не только получит все предназначенные по закону для него деньги при сокращении, но и некоторую дополнительную сумму в виде, которой выступаю проценты, назначенные судом в качестве наказания работодателя за задержку.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Нормативно-правовое регулирование

Принуждение к увольнению при достижении физлицом лет, после которых гражданин получает государственные дотации, наказывается согласно положениям ст. 3 ТК РФ «Запрещение дискриминации в сфере труда». Работодатель не может отказывать в трудоустройстве сотруднику, руководствуясь исключительно возрастными критериями. Руководство предприятия может прекратить договорные взаимоотношения с работником при официальном сокращении штатов компании согласно положениям п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя».

Некоторым категориям граждан положены льготы, если происходит сокращение пенсионеров при сокращении штатов. Лица преклонного возраста должны знать свои права. Данные привилегии оговорены ст. 179 ТК РФ «Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников». Величина дотаций, которые выплачиваются увольняемому сотруднику при оптимизации производства, порядок начисления выплат оговорены ст. 178 ТК РФ «Выходные пособия».

  • 5 мобильных приложений, которые лучше не ставить на смартфон
  • Как пройти диспансеризацию в 2020 году
  • Как изменить способ доставки пенсии – подача документов в ПФР


Некоторым категориям граждан положены льготы, если происходит сокращение пенсионеров при сокращении штатов. Лица преклонного возраста должны знать свои права. Данные привилегии оговорены ст. 179 ТК РФ «Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников». Величина дотаций, которые выплачиваются увольняемому сотруднику при оптимизации производства, порядок начисления выплат оговорены ст. 178 ТК РФ «Выходные пособия».

Какие выплаты положены

Помимо описанных выше гарантий в зависимости от конкретных обстоятельств сокращаемому сотруднику-пенсионеру могут полагаться и иные льготы. К таковым можно отнести:

  • выплата средней зарплаты за месяц в ситуациях, если лицу не удалось устроиться по трудовому договору (ТД) на протяжении 2 календарных месяцев после увольнения;
  • выплаты большего размера, если такая льгота предусмотрена в ТД или колдоговоре;
  • предложение работы на свободных должностях в другой местности, если это предусмотрено локальными актами или договором со специалистом;
  • невозможно применить эту процедуру в том случае, если лицо находится в отпуске или является временно нетрудоспособным.

Также одной из дополнительных льгот можно обозначить мнение профкома в отношении его членов. Для увольнения таких лиц требуется узнать позицию профкома предприятия.

Подробнее о выплатах смотрите в видео:

  • письменно предупредить его (срок, который отведен для этого равен и более 2 месяцев);
  • предлагать незанятые должности в соответствующей местности (первостепенно предлагается та работа, которая соответствует уровню квалификации лица, при его несогласии – более низкой);
  • выплатить выходное пособие, размер которого принимается равным среднему месячному заработку лица.

Пример расчета выходного пособия

Компенсация при сокращении штата выплачивается как за выходные, так и за праздничные дни. В расчет берется среднедневной заработок, который рассчитывается на основании зарплаты за предшествующие 12 месяцев (п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением правительства №922 от 24.12.07). Расчет среднедневного заработка осуществляется последовательным делением столбцов 2, 3 и 4.

Среднедневной заработок Годовой заработок Количество месяцев в году Среднее количество дней в месяце
1 2 3 4
Средний заработок за один день работы Годовой заработок сотрудника (за 12 месяцев) 12 29,3
1 848,6 650 000,0 12 29,3

Например, выходное пособие при увольнении пенсионера за первый месяц рассчитывается умножением среднего дневного заработка на количество рабочих дней после увольнения. Количество рабочих дней определяется по графику работы организации: если работник уволен 23.07.2020, рабочие дни считаются с 24.07.2020 по 23.08.2020. При исчислении размера выходного пособия и среднего месячного заработка в периоде, подлежащем оплате, следует учитывать и нерабочие праздничные дни (ч. 4 ст. 112 ТК). Величина выплаты уволенному сотруднику составит 1 848,6 х 23 = 42 517,8 руб.

Компенсация при сокращении штата выплачивается как за выходные, так и за праздничные дни. В расчет берется среднедневной заработок, который рассчитывается на основании зарплаты за предшествующие 12 месяцев (п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением правительства №922 от 24.12.07). Расчет среднедневного заработка осуществляется последовательным делением столбцов 2, 3 и 4.

Запрет на увольнение опекунов

Не все пенсионеры при достижении установленного законом возраста теряют силы и нуждаются в отдыхе, некоторые из них наоборот не уступают по работоспособности и молодежи.

В подобной ситуации работник пенсионного возраста имеет право в соответствии со ст.261 ТК РФ своеобразный иммунитет на расторжение трудовых отношений, ведь в порядке оговоренной статьи при наличии маленьких детей на иждивении и отсутствии членов семьи имеющих самостоятельный заработок увольнение сотрудника запрещено.

В подобной ситуации работник пенсионного возраста имеет право в соответствии со ст.261 ТК РФ своеобразный иммунитет на расторжение трудовых отношений, ведь в порядке оговоренной статьи при наличии маленьких детей на иждивении и отсутствии членов семьи имеющих самостоятельный заработок увольнение сотрудника запрещено.

Порядок увольнения

Процесс расторжения договора для всех сотрудников проходит по единому принципу с учетом требований законодательства РФ. Общий алгоритм имеет такой вид:

  1. Руководство предприятия организует сбор для принятия решения об уменьшении численности штата для достижения тех или иных целей.
  2. По результатам обсуждения создается приказ с обоснованием сокращения, указанием должностей, ФИО работников и для выполнения.
  3. Оповещение сокращаемой единицы, в том числе пенсионеров, при сокращении штатов. Работ необходимо сделать за 60 дней до дня выполнения условий приказа. Уведомление формируется и передается в письменной форме.
  4. При наличии в компании свободных должностей человеку должны предложить иное место для трудоустройства. Люди пенсионного возраста находятся в приоритете, ведь имеют больший профессионализм и опыт. Главное, чтобы у пенсионера хватало здоровья для выполнения новых задач.
  5. Информирование профсоюза и органа занятости о планируемом уменьшении штатных единиц.
  6. Ознакомление сотрудника с уведомлением об увольнении под подпись. В случае отказа от другой должности пенсионер фиксирует решение в специальном акте.
  7. По истечении 60 дней составляется приказ с указанием уволить пенсионера из-за сокращения штатов, после чего увольнение проходит по стандартному принципу.
  8. Работник получает бумаги и компенсацию, если она положена.

Весь процесс передачи документации отмечается в журнале отдела кадров и бухгалтерии. Аналогичный подход применяется и для других работников, попавших под общую процедуру.

Таким образом, сокращение пенсионеров при сокращении штатов может проводиться по таким же правилам, как и для других работников. На практике это возможно при оптимизации производственной деятельности, изменении направления работы, необходимости оптимизации затрат или снижения объема выпуска товара компанией.

Законодательная база

Выплаты, положенные пенсионерам при сокращении штата, регламентируются Трудовым кодексом, в частности, статьёй 178. Согласно этой статье право получить положенную по закону выплату сохраняется за сотрудником в течение ближайших двух месяцев либо до момента его трудоустройства на новом рабочем месте (но период поиска работы всё равно не должен превышать двухмесячного срока).

В виде исключения срок выплаты может быть продлён до трёх месяцев. Однако это исключение распространяется только на бывших сотрудников, вставших на учёт в местном центре занятости и не получивших трудоустройства в оговорённый законом двухмесячный срок ввиду отсутствия подходящего рабочего места.

Претендовать на такое исключение пенсионеры не могут, хотя в юридической практике и встречаются спорные ситуации, касающиеся упомянутого положения 178 статьи ТК.

Все законодательные нормы о занятости населения отражены в третьей статье федерального закона под номером 1032-1, принятого в апреле 1991 года. Согласно этой статье на учёт в центр занятости не берутся граждане, достигшие пенсионного возраста или признанные таковыми по выслуге лет. То есть, получить статус безработного и претендовать на какие-либо компенсации со стороны бывшего работодателя пенсионер не может.

Трехмесячное пособие в виде исключения также выплачивается лицам, вынужденным уволиться по сокращению штатов в связи с получением инвалидности (основное условие получения этого пособия – сохранение работоспособности!).

В обоих упомянутых случаях порядок получения пособия и его величина закреплена на законодательном уровне. При отсутствии этого пособия (получении отказа на его выплату) уволенный пенсионер имеет право обратиться в суд.

Перечень и размер выплат

При увольнении по сокращению штатов пенсионеры получат:

  • среднемесячную заработную плату в виде выходного пособия;
  • компенсацию за неиспользованный ежегодный отпуск;
  • пособие в сумме месячной оплаты труда на период трудоустройства на новом месте.

Если работник обратился в центр занятости в течение 10 дней после сокращения, то ему выплачивается средний заработок и за третий месяц после сокращения. По прошествии 3 месяцев служба занятости выдает гражданину справку, с которой он обращается в отдел кадров для получения дополнительного пособия. Важное условие — посещение ЦЗ для отметки раз в две недели.

ВНИМАНИЕ! После выдачи справки пенсионера снимают с учета в центре занятости населения. Никаких выплат от службы гражданину пенсионного возраста не полагается. Он может состоять на учете и дальше, но только как человек ищущий работу, без получения пособия. Кроме того, ему будут предлагать варианты трудоустройства и переобучения.

Кроме обязательных компенсаций, работодатель может добровольно выплатить бывшему сотруднику денежное вознаграждение в виде премии за добросовестное выполнение вверенных ему задач. В сумме эти выплаты позволят пенсионеру компенсировать расходы на время поисков новой работы.


Временные рамки, установленные для выплат при увольнении пенсионеров по сокращению штатов:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию