Как вернуть товар в магазин и можно ли это сделать без чека

Следуя Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей», покупатель может воспользоваться правом возвращения товара, независимо от его качественных характеристик. Многие продавцы и торговые организации требуют чек от своих клиентов, если они обращаются в торговую точку, магазин, чтобы обменять товар или вернуть деньги, потраченные на его покупку.
[flat_ab id=”1″]
Возврат товара без чека

Возврат некачественного изделия без чека

Некачественный товар подлежит возврату с соблюдением определенной процедуры. Изучите ст. 5 Закона, защищающего потребительские права. Она напрямую указывает на то, что можно возвратить изделия без предъявления кассового чека, но для этого потребуется предоставить иные доказательства факта их приобретения. Для этого возможно предъявление:

  • бирки или ценника;
  • упаковки;
  • номера серии изделия.

[flat_ab id=”2″]
Если нет и таких материалов, подтверждающих покупку изделия, то магазин обязан принять во внимание свидетельские показания. Возврат товара без чека, если изделие не отвечает критериям заявленного качества, осуществляется на основании претензии. Она пишется на имя администрации магазина. Заявитель ответственно подходит к изложению информации в рекламации, обязательно указывая:

  • дату и время покупки;
  • что конкретно не устраивает его в приобретенном товаре;
  • просьба о возможности присутствия при проведении экспертизы (магазин должен предварительно сообщить покупателю о ее месте и времени проведения);
  • свои требования к удовлетворению претензии: возвратить деньги, обменять товар на аналог такой же стоимости или с перерасчетом, если он согласен получить взамен изделие иной стоимости, но с идентичными технологическими особенностями.

Претензионное письмо в магазин подается и в том случае, когда покупатель не желает совершить обмен товара на деньги или аналог, а сдать его на ремонт (при выявлении определенных неполадок). В такой ситуации неважно, есть чек кассового аппарата или нет его, пишется претензионное письмо с требованием отремонтировать изделие.

[flat_ab id=”3″]
Согласно ст. 18 Закона, магазин обязан сделать ремонтные работы за свой счет, если экспертиза показала, что покупатель не является виновником неисправностей. При противоположном вердикте профессиональной экспертизы магазин не только откажет клиенту в ремонте за свой счет, но и возложит на него обязанности по оплате еще и ее стоимости.

По закону возможен обмен изделия до истечения гарантии по нему или его срока эксплуатации. Просроченный товар, независимо от того, был он в эксплуатации или нет, вернуть в магазин или обменять невозможно. Если производитель не указывает срок годности своего изделия и на него не распространяется гарантия, то возможно возвращение товара на протяжении 2-х лет с момента покупки.

Какие вещи не подлежат возврату?

Покупатель должен знать о существовании непродовольственных товарных позиций, которые вообще не подлежат обмену или возврату, независимо от наличия или отсутствия чека, утраты ими качественных характеристик на протяжении гарантийного срока. Невозможен обмен таких товаров, как:

  • растения и животные;
  • плавсредства;
  • стройматериалы, реализуемые на метраж;
  • гигиенические изделия;
  • продукция текстильной промышленности;
  • химия для бытовых и хозяйственных нужд;
  • профилактические и лекарственные средства;
  • парфюмерия, косметика;
  • ювелирные украшения;
  • кабельная продукция;
  • прицепы разной сложности, автомобили.

[flat_ab id=”4″]
Согласно Постановлению Правительства РФ, в перечень товаров, которые магазин не примет для обмена, входят:

  • патроны, оружие для гражданской эксплуатации;
  • бытовая мебель;
  • мобильные приспособления, с помощью которых осуществляются сельскохозяйственные работы;
  • непериодическая литература (книги).

Это поможет избежать недоразумений с торговой компанией, интернет-магазином и другими представителями сферы торговли.

Как вернуть без чека качественный товар?

Если потребитель купил изделие, которое по тем или иным причинам не подходит ему, он может сделать его обмен или возврат. Эти права потребителя утверждены на законодательном уровне, поэтому продавец обязан исполнять Законы, даже если он не хочет возвращать деньги за товар. Однако допускается возврат только изделий, отвечающих следующим критериям:

  • они не использовались по назначению;
  • сохранены ярлыки производителя;
  • присутствуют пломбы изготовителя;
  • наличие платежного документа (чек, транспортная накладная).

Статья 25 ФЗ «О защите прав потребителей» утверждает, что к документам, подтверждающим оплату, можно отнести не только чек или кассовый ордер, но и инструкцию по эксплуатации изделия, технический паспорт, в котором стоит отметка магазина о продаже изделия и подпись продавца.
[flat_ab id=”5″]
Потребитель в качестве доказательства приобретения изделия у конкретного продавца может предоставлять фрагменты или элементы упаковки, помеченные торговой сетью. В подобном случае продавец не должен отвечать клиенту: «Я не могу принять товар, так как нет чека», не удостоверившись в том, что заявитель не может предоставить свидетельских показаний.

Товары надлежащего качества принимаются к возврату на протяжении 14-ти дней со дня покупки. То есть, по истечении этого срока нет возможности вернуть деньги, потраченные на покупку изделия, даже если по определенным характеристикам оно вам не подходит. Перечень этих причин ограничивается лишь несоответствием изделия с:

  • комплектацией;
  • цветом;
  • фасоном;
  • размером, габаритами;
  • формой.


Одну или несколько из этих причин покупатель указывает в заявлении, написанном на имя индивидуального предпринимателя или магазина, с указанием его юридического адреса, наименования. В заявлении следует указать стоимость товара, а также время его приобретения, документ, подтверждающий покупку. Заключением рекламации должно быть четко сформулированное требование.

Его формулировка зависит от того результата, который ожидает потребитель в результате. Если он хочет просто обменять платье на модель другого фасона, то достаточно будет указать в требовании это желание. Но если покупателю важно получить деньги, он может потребовать изделие, которого нет в наличии.

Написанное в 2-х экземплярах заявление несите в магазин. Вручите его сотруднику, ответственному за обмен или возврат товаров. На втором экземпляре, который останется у вас, попросите сделать отметку. Этот экземпляр будет гарантировать то, что вы обращались в магазин. Если продавец отказывается в удовлетворении ваших требований, заявление — основание для подачи иска в судебный орган. Он будет решать, кто прав в возникшем споре. При этом важно понимать, что закон на вашей стороне.

Ссылка на основную публикацию