Нормативы накопления твердых коммунальных отходов

Содержание

Норма накопления ТКО на 1 человека в 2019 году

С 2019 года федеральным законодательством устанавливается обязанность граждан оплачивать коммунальные услуги, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО). Для этого устанавливаются тарифы, которые рассчитываются, исходя из нормы накопления отходов на 1 человека.

Понятие нормы накопления ТКО

Норма накопления ТКО — это средний объем образования твердых коммунальных отходов, приходящийся на 1 человека в течение календарного года.

Нормирование происходит в соответствии с Правилами определения, утвержденными Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 269.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа для населения – ставки за сбор, вывоз и утилизацию 1 кубометра мусора;
  • частоту вывоза отходов с территории;
  • определение необходимого количества единиц техники;
  • расчет затрат на топливо;
  • определение места для утилизации отходов на полигоне;
  • планирование возможностей по переработке мусора.

Норматив накопления для населения учитывает все виды отходов жизнедеятельности, включая бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, негабаритные строительные отходы и т.д.

Кем регулируется?

Полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО наделены субъекты Российской Федерации, что подтверждается ст. 6 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, являющегося основным нормативным документом в сфере обращения с отходами, в народе названной «Мусорной реформой«. Уполномоченные органы устанавливают нормы дифференцировано для:

  • категорий объектов, образующих отходы;
  • территорий субъекта и зон, в которых действует региональный оператор, осуществляющий сбор, вывоз и утилизацию твердых отходов;
  • категорий потребителей услуги;
  • видов отходов.

Нормы и тарифы утверждает региональная служба по тарифам. Оплата производится в соответствии с:

  • Правилами, действующими в отношении предоставлении коммунальных услуг населению (утверждены Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354);
  • Жилищным кодексом.

На региональном уровне разрабатываются свои нормативы, утверждаемые законодательными актами субъекта.

Норматив накопления ТКО на 1 человека в год

На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:

  • географический и природный характер местности;
  • уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
  • степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
  • соотношение демографических групп населения;
  • время года;
  • способ сбора коммунальных отходов.

Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.

Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.

Годовой норматив ТКО на 1 кв. м. площади в Московской области для:

  • квартир — 0,113 м 3 ;
  • жилых домов — 0,123 м 3 .

Норма накопления ТКО на 1 человека в 2019 году по регионам

Согласно региональных приказов «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории…» на 1 проживающего жителя норматив для МКД и ИЖД в 2019 году будет следующим:

Регион Многоквартирный дом Индивидуальный жилой дом
кг/год м 3 /год кг/год м 3 /год
Республика Бурятия 0,228 1,99 0,294 2,27
Республики Башкортостан 235,6 1,92 298,9 1,95
Республика Адыгея 194,52 1,95 199,27 2,00
Республики Алтай 323,16 2,84 445,08 1,28
Республики Ингушетия 2,2 3,0
Кабардино-Балкарской Республики 493 2,99 568 3,17
Республики Калмыки 320 1,5 310 1,4
Карачаево-Черкесской Республики 3,25 4,1
Республика Карелия 312 2,094 231,137 1,892
Республика Марий Эл 203,5 1,85 211,2 1,92
г. Иркутск 525 2,1 525 2,1
Иркутская область 392 1,56 392 1,56
Калининград 260 2,0 450 3,0
Калужская область 17,1 0,122 366,8 2,5
Камчатский край 567,36 2,856 601,8 2,784
Кемеровской области 247,027 2,073 247,027 2,073
г. Киров 1,732 1,732
Кировская область 1,45 1,45
Тверская область 1,805 1,805
Костромская область 284,24 2,18 382,15 2,88
г. Курган 327,3 1,9 327,3 1,9
Курганская область 234,8 1,7 234,8 1,7
Курская область с населением:

больше 100 тыс. чел.

меньше 100 тыс. чел.

1,5 Ленинградская область 329,345 2,944 329,345 2,944 г. Санкт-Петербург 381,696 2,055 696,864 3,96 Липецкая область — 2,04 — 2,7 г. Магадан 467,78 3,0 579,09 3,2 Мурманская область 284,36 1,6 284,36 1,6 Нижегородская область 8,88 (за 1 кв.м) 0,10 (за 1 кв.м) 194,16 2,33 Нижний Новгород 276,79 2,87 Омская область 304,41 1,825 304,41 1,825 г. Омск 306,6 2,19 306,6 2,19 г. Ханты-Мансийск 198,414 2,19 283,919 3,285 Свердловская область (Екатеринбург) 403,032 2,028 362,952 2,280 г. Ставрополь — 2,5 — 2,8 г. Ростов-на-Дону 517,44 3,08 592,80 3,12 Воронежская область: в городских округах 419,71 3,355 462,15 3,215 в муниципальных районах 387,81 3,1 387,81 3,1 Волгоградская область 421,44 2,472 371,124 2,436 г. Симферополь (Крым) 404,55 2,9 404,55 2,9 г. Краснодар 415,8 2,31 477 2,65

Если Вы не согласны с действующим нормативом, то отправьте заявление в УФАС.

Как рассчитывается норма накопления ТКО на 1 человека в год?

Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади. В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.

Размер накоплений отходов рассчитывается для населения и организаций отдельно. Руководствуются при этом следующими факторами:

  • наличием мусоропровода и коммуникаций (системы отопления, водоснабжения, канализации, подключением к газоснабжению);
  • этажностью дома;
  • образ жизни и благосостояние жителей;
  • климатическими характеристиками территории.

Точные расчеты производятся на основании замеров и взвешивания мусора в пределах конкретных территориальных единиц. Нормативы ТКО устанавливаются после проведения непрерывных замеров в течение недели в различные сезоны года во исполнение требований:

  • федерального законодательства;
  • Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя от 28.07.2016 524/пр.

Эти измерения дают возможность рассчитать нормы накопления с 1 человека в месяц.

Следует заметить, что для благоустроенных домов, подключенных к системам отопления, водоснабжения, канализации, нормы ниже, чем для неблагоустроенных. Это объясняется тем, что в общем объеме ТКО неблагоустроенных домов учитываются также отходы от сжигания дров.

Для определения норматива замеры производятся на участках территорий, где проживают:

  • 2 и более процента граждан от общей численности для поселений, где население составляет не более 300 тысяч человек;
  • 1 и более процента – для поселений с численностью от 300 до 500 тысяч человек;
  • 0,5 и более процентов – для поселений с численностью, превышающей 500 тысяч человек.

Среди категорий, для которых устанавливаются нормативы, не только многоквартирные дома и частные домовладения, но и объекты общественного значения:

  • административные здания,
  • предприятия торговли,
  • дошкольные, учебные, досуговые и спортивные заведения;
  • общепит и т.д.

Формула среднесуточного норматива дана в Правилах, утвержденных Постановлением № 269:

G = Gо / (n × 7), где

  • Gо — масса отходов объекта за период проведения замеров, кг;
  • n — количество расчетных единиц;
  • 7 — дни проведения замеров, суток.

Расчет среднемесячного норматива производится по формуле: G = Go / 12.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.

8 (812) 565-33-84 (Санкт-Петербург)

Новые нормативы накопления ТКО в РФ: тарифы изменились!

Основные аспекты обращения с отходами, в том числе нормативы накопления ТКО, регламентируются ФЗ от 24.06.1998 №89. С 2019 года начали действовать изменения, внесенные в него Законом № 503-ФЗ. Теперь вывоз мусора не жилищная, а коммунальная услуга и тарифы на нее регулируются государством. Водиться новое понятие твердых коммунальных отходов — ТКО. Это мусор, который образуется в результате потребления физическими лицами в жилых помещениях. Сюда же относятся аналогичные отходы, появившиеся в результате деятельности юридических лиц.

Платить за вывоз ТКО обязаны все жители многоквартирных и частных домов, собственники дачных и садовых участков. Тарифы рассчитываются исходя из нормы накопления отходов на одного человека в течение года. Порядок определения и установления нормативов субъектами РФ регулируется ПП РФ от 04.04.2016 № 269 (с ред. от 27.02.2018). Весь цикл обращения с ТКО с момента вывоза с площадки до утилизации контролируется региональными операторами.

Нормативы ТКО для физических лиц и частных домов

Норма накопления ТКО – это средний объем накопления твердых коммунальных отходов, в расчете на одного человека за один календарный год.

Норматив включает в себя бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, мелкий строительный мусор и другое.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа на вывоз мусора;
  • определение количества необходимой техники и периодичность вывоза отходов;
  • расчет затрат на топливо;
  • выбор места для утилизации мусора;
  • планирование возможностей для сортировки и переработки отходов.

При расчете нормативов принимают во внимание следующие факторы:

  1. наличие коммуникаций и мусоропровода;
  2. этажность дома;
  3. климатические особенности местности;
  4. образ жизни собственников жилья;
  5. время года;
  6. способ сбора ТКО.

Точные нормативы устанавливаются после проведения замеров и взвешиваний отходов на конкретной территории в течение недели в разные сезоны.

Среднесуточная норма накопления отходов рассчитывается по формуле:

  • В – это масса полученного мусора за период проведения замеров;
  • С – количество расчетных единиц;
  • 7 – количество дней проведения замеров.

При расчете нормативов для частных домов принимается во внимание их благоустроенность. Для помещений подключенных к отоплению, водоснабжению, канализации, нормативы ниже, чем для неблагоустроенных домов.

Что означает новая графа ТКО

Если раньше стоимость вывоза мусора входила в плату за содержание жилого помещения, то теперь появилась новая строка в квитанции – «обращение с ТКО». При заключении управляющими компаниями договоров с расчетными центрами на начисление по всем услугам – жителям приходит стандартная квитанция. Если начислением платы за вывоз мусора занимается расчетный центр, то собственникам ТКО приходит отдельная квитанция только за эту услугу.

Для жителей частных домов и владельцев садовых и дачных участков строка за обращение с ТКО вписана в платежку за оплату других услуг.

Новые тарифы на вывоз мусора

Стоимость услуги по вывозу отходов региональными операторами зависит от двух показателей: норматива накопления ТКО на человека и тарифа. Она рассчитывается по формуле:

Цена услуги=норматив*тариф*количество жильцов.

Нормативы устанавливаются местными органами власти. Тарифы рассчитываются региональными операторами и зависят от нескольких составляющих:

  • расстояния от места сбора мусора до полигона;
  • цены на топливо в данном регионе;
  • климатических условий;
  • установки контейнеров для раздельного сбора мусора;
  • других условий.

Применяются два способа расчета платы за вывоз ТКО:

  • в зависимости от количества человек, проживающих в жилом помещении;
  • в зависимости от площади жилого помещения.

В среднем выходит по 130-150 рублей с человека, в разных регионах показатели отличаются. Если в помещении никто не прописан, согласно п. 148(36) ПП РФ № 354, расчет размера платежа ведется от количества собственников жилья.

При наличии у собственника нескольких квартир или домов, он обязан оплачивать услугу по всем адресам.

Для перерасчета суммы платежа за вывоз ТКО при временном отсутствии жильцов в помещении от пяти и более дней нужно обратиться к региональному оператору с заявлением. К нему прилагаются документы, подтверждающие факт отсутствия проживающих в течение определенного промежутка времени. Без них региональный оператор вправе отказать в перерасчете. При накоплении задолженностей применяются штрафные санкции начисляются пени, установленные п. 91 ПП РФ № 354.

Нормативы ТКО для юридических лиц

Юридические лица могут отказаться от договора с региональным оператором, если у них есть в собственности или на другом законном основании место для размещения ТКО, расположенное на территории, где образуются эти отходы или на смежном участке.

При отсутствии собственного объекта для размещения отходов, юридические лица заключают договор на вывоз ТКО с оператором.

  • По факту, при наличии у организации собственной площадки для сбора мусора. Стоимость услуг зависит от объемов сданных отходов.
  • Согласно установленным нормативам, которые зависят от вида деятельности организации. Расчет нормы накопления отходов ведется также, как и для жилого фонда.

Расчет платы по количеству мусорных контейнеров

Опыт работы с новой системой тарификации для населения показал, что необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в области обращения с ТКО и пересмотреть расчеты стоимости вывоза отходов. Для более справедливой оплаты по фактическому объему вывезенных отходов, Правительством РФ рассматривается предложение, по которому стоимость услуги будет зависеть от количества мусорных контейнеров, установленных на площадке.

Суть предложения в том, что считается количество и объем мусорных контейнеров, вывезенных за месяц, и определяется сумма платежа на каждого жителя. Пока неизвестно как будет рассчитываться тариф для физических лиц и организаций. Минприроды подготовлен новый проект, который находится на стадии обсуждения с экспертами и представителями органов власти.

Взгляды экспертов о новой законопроект разделились. По мнению главы комитета по экологии и охране окружающей среды Государственной Думы В. Бурматова, проект вполне применим после тщательного рассмотрения и внесения некоторых поправок. Гендиректор ППК РЭО Д. Буцаев считает, что без должного контроля ситуация с платежами за обращение с ТКО может ухудшиться. По словам исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Р. Губайдуллина, еще рано делать выводы, так как новая система расчетов только начала действовать.

Мнение населения тоже неоднозначно: одни считают, что нововведения позволят устанавливать справедливые тарифы за услуги; другие, что платежи за вывоз мусора, наоборот, станут выше.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов

  • ДОКУМЕНТ
  • Главная
  • Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 269 “Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов” (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 269
“Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов

С изменениями и дополнениями от:

27 февраля 2017 г., 15 сентября 2018 г.

В соответствии с Федеральным законом “Об отходах производства и потребления” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой в 2-месячный срок утвердить методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов в части, касающейся проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 269)

С изменениями и дополнениями от:

27 февраля 2017 г., 15 сентября 2018 г.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно – нормативы, отходы), включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

2. Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее – уполномоченные органы).

3. В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

4. Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации – муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы;

Информация об изменениях:

Пункт 4 дополнен подпунктом “г” с 2 октября 2018 г. – Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2018 г. N 1094

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

5. Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом.

6. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.

7. В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:

а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа – в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;

б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа – в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 – 500 тыс. человек;

в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа – в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

8. На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

9. В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки.

10. При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов.

11. Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

12. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

13. Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.

14. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 пункт 15 изложен в новой редакции, применяющейся со дня вступления в силу настоящего постановления

15. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки , для i-го объекта j-й категории определяется по формуле:

,

– масса отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, кг;

n – количество расчетных единиц i-го объекта j-й категории;

7 – продолжительность проведения замеров отходов, суток.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 Правила дополнены пунктом 15.1, применяющимся со дня вступления в силу настоящего постановления

15.1. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки , для объектов j-й категории определяется по формуле:

,

– среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, кг/сут;

m – количество объектов j-й категории, на которых проводились замеры отходов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 пункт 16 изложен в новой редакции, применяющейся со дня вступления в силу настоящего постановления

16. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки , для i-го объекта j-й категории определяется по формуле:

,

– объем отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, куб. м;

n – количество расчетных единиц i-го объекта j-й категории;

7 – продолжительность проведения замеров отходов, суток.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 Правила дополнены пунктом 16.1, применяющимся со дня вступления в силу настоящего постановления

16.1. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки , для объектов j-й категории определяется по формуле:

,

– среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, куб. м/сут;

m – количество объектов j-й категории, на которых проводились замеры отходов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 пункт 17 изложен в новой редакции, применяющейся со дня вступления в силу настоящего постановления

17. Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (), определяется по формуле:

,

– среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для объектов j-й категории;

з, в, л, о – индексы, обозначающие сезоны года (зима, весна, лето, осень);

4 – количество сезонов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 пункт 18 изложен в новой редакции, применяющейся со дня вступления в силу настоящего постановления

18. Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (), определяется по формуле:

,

– среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, для объектов j-й категории;

з, в, л, о – индексы, обозначающие сезоны года (зима, весна, лето, осень);

4 – количество сезонов.

19. Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год (), определяется по формуле:

,

где 365 – количество суток в году.

20. Годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год (), определяется по формуле:

.

21. Среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в месяц (), определяется по формуле:

,

где 12 – количество месяцев в году.

22. Среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в месяц (), определяется по формуле:

.

Содержание
Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 269 “Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов”.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Норма накопления ТБО (ТКО) на 1 человека в год

В результате жизнедеятельности человека образуется огромная масса отходов, представляющих вред здоровью и экологии. Приблизительное количество – 400 млн. тонн в год.

Установление норматива накопления твердых коммунальных отходов в 2019 году позволяет регулировать сферу обезвреживания и утилизации, чтобы минимизировать вред окружающей среде.

Как вычисляется норма ТКО на 1 человека в год?

Согласно Постановлениям об утверждении государственных нормативов накопления твердых коммунальных отходов, к ТКО относятся:

  • утильсырье в жилых или общественных зданиях;
  • остатки сырья для отопительной системы после отопительного сезона;
  • палая листва на прилегающей территории;
  • крупные бытовые объекты, ставшие негодными или ненужными.

Размер норматива накопления ТБО на 1 человека рассчитывается, исходя из следующих факторов:

  • уровень благоустроенности здания, наличие мусоро-, водопровода, канализации, центрального отопления;
  • количество этажей;
  • сырье, применяемое для отопительной системы;
  • длительность отопительного сезона;
  • благосостояние города, имеющиеся учреждения.

Кто регулирует норму ТКО на 1 человека в месяц?

Главный нормативно-правовой акт об установлении четких нормативов накопления твердых коммунальных отходов – ФЗ «Об отходах производства/потребления». Другие законы, регулирующие эту сферу:

  • ФЗ №52 – устанавливает нормативы;
  • ФЗ №210 – регулирует расчет и изменение тарифов;
  • Постановление №155 – определяет правила вывоза ТБО;
  • Постановление №609 – отменяет систему перекрестных субсидий для вывоза мусора;
  • Постановление «О порядке предоставления ЖКУ»;
  • ЖК РФ.

СанПиН нормы накопления ТКО

В санитарных правилах об утверждении нормативов по накоплению твердых коммунальных отходов установлен ряд условий:

  • запрещено вынимать из контейнеров мусор, чтобы использовать как вторсырье;
  • мусорные контейнеры нужно ставить минимум в 20 м от жилых помещений;
  • если дом обслуживает определенная организация, раз в неделю она должна организовывать удаление отходов с территории;
  • баки должны мыться и обрабатываться минимум 1 раз в 10 дней.

Нарушение правил карается штрафом.

Норматив ТБО на 1 человека

Нормативы по накоплению ТКО на 1 человека подсчитываются региональными властями, исходя из длительности отопительного сезона, уровня потребления ресурсов, фруктов, овощей, категории жилфонда.

Большое значение имеет общий уровень благосостояния населенного пункта. В больших городах он выше, вывозимых отходов больше. Поэтому и годовой норматив на человека там значительно выше, чем в селе.

Ориентировочные нормы ТБО

Установленные нормативы накопления твердых бытовых отходов:

Категория жилфонда Норматив на 1 человека в месяц Норма накопления ТБО в год на человека Плотность (кг/м3)
кг/мес м3/мес кг/год м3/год
Многоэтажные дома с канализацией 16,666-23,333 0,092-0,125 200-280 1,1-1,5 220
Отходы из выгребов частного сектора 0,166-0,27 2-3,25 1000
Обобщенные значения для зданий в городах 21,666-25 0,108-0,042 260-300 1,3-1,5 210

Нормативы для государственных учреждений в больших городах – порядка 50% от установленных для жилфонда.

Норма ТБО для организаций

Нормативы для организаций разрабатываются правительством. При этом учитывается допустимая концентрация веществ и отходов для предотвращения негативных последствий для экологии.

Ранее все предприятия должны были заводить документацию, отражающую вопросы образования отходов, а еще разрабатывать проекты управления ТБО. От этой обязанности были освобождены малый и средний бизнес.

Такие организации теперь оплачивают захоронение мусора на полигонах, эти деньги идут на снижение отрицательного влияния на экологию. Крупные промпредприятия по-прежнему должны ежегодно корректировать проекты по удалению ТБО. Они должны содержать такие сведения:

  • установление предельного объема ТБО;
  • нормативы с учетом класса опасности отходов, производственных мощностей, площадей;
  • экономическое обоснование отходов по всем направлениям деятельности;
  • допустимые способы обезвреживания мусора.

Нормативы определяют, применяя готовые формулы двух типов: устанавливающие предельный объем мусора на единицу выпускаемой продукции и рассчитывающие обновление, ремонт оборудования с учетом количества отходов и длительности эксплуатации. После подсчета показателей и подготовки необходимых документов проект передается в Росприроднадзор для регламентации.

Нормы ТБО от организаций и предприятий Москвы

Установлены следующие нормативы для столицы:

Объект Единица для расчета Нормы скопления мусора
кг/год куб. м/год
Универсам 1 кв. м 252 1,4
Киоск 866 5,09
Супермаркет 157 0,87
Рынок продовольственный 363 1,21
НИИ работник 156 1,42
Банки 75 0,62
Почта 104 0,95
Офисные помещения 131 1,19
Аптеки 1 кв. м 48 0,44
Больницы койка 402 2,01
Пансионаты 169 1
Поликлиники посещение 12 0,07
Автосервисы машиноместо 46 0,22
АЗС, стоянки, паркинг 23 0,11
Гаражи 22 0,16
Вокзалы, аэропорты, речные порты пассажир 145 0,8
Прачечные 1 кв. м 20 0,19
Мастерские по ремонту техники 15 0,07
Ателье 23 0,13
Салоны красоты место 32 0,23
Отели, общежития 192 1,13
Кафе, бары 215 1,13
Клубы, театры место 27 0,18
Стадионы 43 0,26
Детские садики место 80 0,4
Школы 1 обучающийся 24 0,12
Университеты 22 0,11
Детдома 215 1,13

Уборка медучреждений предполагает не только сбор ТБО, но еще дальнейшую отправку на спецплощадки для обработки.

Кем осуществляется вывоз мусора?

В многоквартирных домах собственники обязаны содержать общедомовое имущество, включая мусорные баки. Ответственность обычно возлагается на ТСЖ либо управляющую компанию, организующую удаление ТБО с прилегающей территории.

Крупногабаритные отходы МКД должны складироваться в специальные контейнеры, размещенные отдельно от предназначенных для обычного мусора. Их расположение можно уточнить в местной управе.

Если спецконтейнеры находятся далеко или отсутствуют, жильцам следует самостоятельно связаться со специализированной компанией, которая отвезет отходы на полигон за определенную плату.

В частном секторе есть свои нюансы. Собственники коттеджей не обязаны подписывать договора с подрядчиками, вывозящими ТБО. Поэтому часто они самостоятельно относят мусор на городскую свалку.

Чтобы выбрасывать собственные отходы в уличный бак, хозяин частного дома должен заключить договор. Иначе ему грозит штраф. Отсутствие соглашения с компанией, вывозящей мусор, само по себе может быть расценено как загрязнение.

Вывоз ТБО из офисов, магазинов тоже возможен двумя путями: своими силами доставлять на свалку или заключать договор со специализированной фирмой. Иногда городские администрации требуют, чтобы юрлица подписывали контракты на вывоз мусора, вводя крупные штрафы за невыполнение этого предписания. В таких случаях необходимо оформлять договор либо получать лицензию и самим становиться такой фирмой.

Нормативы накопления ТКО

С начала 2019 года в платежных документах у граждан России появилось очередное нововведение – проведение оплаты услуги вывоза мусорных отходов твердого типа с территории жилого дома. Данное нововведение, которое в помощью закона подкорректировало требования к установленным нормам накопления мусорных отходов. Также изменился норматив по вывоза отходов с фабрик и новая система проведения расчетов связанных с его обработкой, начнет в полной мере работать с конца 2019 года.

Услуга уничтожения мусора больше не является жилищной услугой и перешла в класс коммунальных. Во многих частях страны начали работать операторы, взявшие на свои плечи ответственность за услуги по сбору и перевозке мусора, в том числе взяли на себя транспортировку домовых отходов.

Совсем недавно в 2016 году в закон были вписаны поправки, которые определи собой последовательность распределения домовых отходов и мусора с производств.

  • Спустя 2 недели после принятия закона было установлено новое определение, которое носит название «твердые отходы» (с пометкой “коммунальные”), под чем имеют ввиду мусор из городских спальных районов, а также различные продовольственные отходы (например еда из магазинов с вышедшим временем хранения)
  • Отходы, имеющие юридический статус. Так, введенный закон перестал разделять мусорные отходы, получаемые из жилых домов и мусор с фабрик. Кроме того, с начала весны ведется создание общей системы хранения данных и учета для контроля за движением мусора и вводятся дополнительные органы для строгого надзора за их уничтожением.

Посредством введения очередного постановления в законы получили изменения расчеты по оплате за уничтожение городского (жилого) и фабричного мусора. Были установлены новые стандарты и введен норматив накопления на 1 человека.
Определение нормы накопления на будет устанавливаться отдельно по всем классам жилых объектов, методом измерения количества отходов в соответствии с государственными стандартами.
Определение государственной нормы накопления отходов на одного человека даст возможность более точно рассчитывать объем платы за услуги по транспортировке отходов.
Норма по накоплению мусора будет устанавливаться центральными исполнительными органами субъектов России или муниципалитетом городских округов.

Норматив накопления твердых коммунальных отходов в Московской области

Данный норматив устанавливается с учетом накопления твердого мусора на каждого отдельного жителя столицы расчет проводится с учетом площади дома. По вводимому закону жители столичных многоквартирных домов должны будут начать документальные отношения с местным районным оператором.

Стоит учитывать, что посредником между операторами и гражданами будут городские товарищества.

Инструкция по сбору отходов точно устанавливает задачи местного оператора по сбору и утилизации мусора. Оператор ТКО не имеет права отказать гражданину, являющемуся документальным собственником жилья, который проживает или находится в зоне его законодательной ответственности

Обязанности оператора по утилизации ТКО

Оператор должен по закону создать у себя удобную и простую систему для вывоза и дальнейшего уничтожения мусора, а также для его учета.

Кроме того, оператор обязан установить тарифы, на основе принятых нормативов.

Как проводится определение оператора ТКО

Оператор определяется на основе конкурса и голосования. Оператор по вывозу отходов обязан иметь все требуемое оборудование для работы с отходами и транспорт, а также разрешающие документы.

Виды нормативов твердых отходов

Норматив выражен через количество вывозимого мусора, через его массу и среднюю расчетную единицу.

Для каждого региона нормативы различаются, также есть отличия по типам заказчиков, классу объектов, в которых создаются отходы.

На протяжении всего 2019 года регионы России начнут тестировать систему и определять норму твердых отходов.

Что определяет норматив по накоплению мусора?

На нормативы оказывает влияние масса различных факторов: сюда относится степень благоустроенности жилых домов, также учитывается наличие системы центрального отопления в доме и различных удобств.

Нормативы накопления ТКО на одного человека

  • Они различаются на: усредненные за год, средние за сутки, средние за сутки с установкой значения плотности.
  • Также нормы устанавливаются по: наличию газа, центрального отопления и системы водоснабжения дома, а также зависят от наличия раздельного сбора отходов.

Неблагоустроенные жилые дома без отопления, строение жилье без полноценной системы водопровода и сбора пищевых отходов, в стороннем порядке отмечаются нелегальные строения.

ТКО : Утверждены правила и порядок накопления отходов

В рамках реформирования законодательства по переводу ТБО в ТКО и обращению с твёрдыми коммунальными отходами Постановлением Правительства РФ №269 от 4 апреля 2016 года утверждён порядок и правила определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов.

Правительственный документ регулирует процессы сбора, анализа и расчёта данных о массе и объёме накапливаемых ТКО с учётом их сезонности. Нормативы устанавливаются уполномоченными региональными или муниципальными органами власти. Также они утверждают категории объектов, на которых образуются отходы.

О чём документ

Постановлением Правительства РФ №269 от 4 апреля 2016 года «Об определении нормативов твердых коммунальных отходов» устанавливаются среднесуточный за сезон, среднесезонный суточный, годовой и среднемесячный нормативы и приводятся формулы для их расчёта.

Новый регламент по обращению с ТКО призван получить точную картину количества и характеристик твёрдых коммунальных отходов. Это позволит увеличить эффективность работы с отходами. Также документ содержит в себе понятный алгоритм расчёта платы за утилизацию ТКО. Определение норматива накопления ТКО позволит рассчитывать правильный размер платы за коммунальную услугу по сбору и вывозу мусора.

Порядок определения нормативов накопления ТКО

Для определения нормативов накопления ТКО замеряются отходы. Следует также обратить внимание, что нормативы устанавливаются отдельно по каждой категории объектов, на которых образуются ТКО.

Для этого выбирается не менее трёх отдельных участков поселений и городских округов, на территории которых проживают:

  • не менее 2% общей численности населения поселения или городского округа – в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тысяч человек;
  • не менее 1% общей численности населения поселения или городского округа – в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 – 500 тысяч человек;
  • не менее 0,5 % общей численности населения поселения или городского округа – в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тысяч человек.

Отходы замеряются по каждой категории объектов. Важно учитывать в составе ТКО и те отходы, которые образуются при уборке придомовой территории.

Для измерительных мероприятий используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки. Нельзя смешивать отходы объектов разных категорий или уплотнять их. Замеры отходов по объекту каждой категории проводятся ежесезонно в течение 7 дней подряд без учёта периодичности вывоза ТКО.

Правила определения нормативов накопления ТКО

Полученные данные о массе и объёме отходов объекта по каждой категории суммируются по дням недели. Из этого результата и складывается норматив, который выражается в количественных показателях массы и объёма отходов на 1 расчётную единицу. Расчётные единицы по каждой категории объектов устанавливаются уполномоченными органами власти.

Нормативы могут различаться по:

  • территории субъекта РФ – региональным и муниципальным образованиям и зонам деятельности региональных операторов по обращению с ТКО;
  • категориям потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО – физических и юридических лиц;
  • категориям объектов, на которых образуются отходы.

Правительственным постановлением также утверждаются формулы для определения:

  • среднесуточного норматива за сезон, выраженного в количественных показателях массы на 1 расчётную единицу в сутки;
  • среднесуточного норматива за сезон, выраженного в количественных показателях объёма на 1 расчётную единицу в сутки;
  • среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на 1 расчётную единицу в сутки;
  • среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объёма на 1 расчётную единицу в сутки;
  • годового норматива, выраженного в количественных показателях массы на 1 расчётную единицу в год;
  • годового норматива, выраженного в количественных показателях объёма на 1 расчётную единицу в месяц;
  • среднемесячного норматива, выраженного в количественных показателях массы на 1 расчётную единицу в месяц;
  • среднемесячного норматива, выраженного в количественных показателях объёма на 1 расчётную единицу в месяц.

Изменения в обращении с отходами

Напоминаем, что данные правила и порядок определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов утверждён в соответствии с проводимой законодателем реформой по обращению с ТКО.

Сейчас Минстроем разрабатывается несколько законопроектов в связи с принятием ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Новая система должна урегулировать от начала и до конца всю процедуру обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Для этого соответствующие изменения будут внесены со временем в Правила предоставления коммунальных услуг (ПП РФ №354 от 06.05.2011), Правила, обязательные при заключении УК, ТСЖ, ЖСК договора ‎с РСО (ПП РФ №124 от 14.02.2012) и Правила содержания общего имущества в МКД (ПП РФ №491 от 13.08.2006).

В целом система должна утвердить новые правила оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО, порядок определения нормативов накопления отходов, условия заключения договоров с региональным оператором и формулы расчётов за оказание данной КУ.

С 1 января 2017 года плата за сбор и вывоз мусора уберут из квитанции за содержание и ремонт общего имущества и выделят в отдельную строчку как самостоятельную коммунальную услугу. До этого времени регионам необходимо утвердить программу и схему по обращению с отходами в своём субъекте, выбрать регионального оператора по обращению с ТКО и заключить с ним договор.

Регионам даётся целый год, чтобы в течение этого времени они смогли запустить и протестировать новую систему по обращению с ТКО. Поскольку по новым правилам за каждого собственника оплата будет начисляться по нормативу.

Все что нужно знать о норме накопления ТБО

Расчет и периодическая корректировка норм накопления твердых бытовых отходов (ТБО), образующихся в жилых домах, общественных учреждениях, предприятиях питания и торговых площадях, необходим для своевременного и качественного вывоза мусора.

Понятие нормы накопления

Норма накопления твердых бытовых отходов определяет объём или вес мусора, приходящегося на одну расчетную единицу. Для жилых домов такой единицей будет жилец или собственник помещения, в гостиничном деле — одно гостиничное место, для торговых и складских помещений — один квадратный метр площади. При определении нормы накопления ТБО также важен временной отрезок, обычно это год или месяц.

Важно! Жилищный кодекс РФ относит плату за удаление с придомовой территории твердых бытовых отходов не к категории коммунальных услуг, а к тратам на содержание и ремонт жилых домов.

Нормирование количества отходов важно для расчёта нюансов вывоза мусора: частоты, количества транспорта, затрат на топливо, места на свалке или полигоне, возможной переработки мусора.

Для жилых помещений норматив накопления учитывает:

  • обычные бытовые отходы;
  • отходы мелкого ремонта (не капитального);
  • отходы от отопления;
  • крупногабаритный домашний мусор;
  • мусор от уборки территории.

Кто регулирует норматив

Самый весомый нормативно-правовой документ, регулирующий нормативы твёрдых бытовых отходов — Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Он закрепляет за властями муниципалитетов организацию в сфере работы с твердыми бытовыми отходами, определяет, кто является собственником ТБО, государственные полномочия и права граждан, ответственность за установление нормы, отчетность и наказания за возможные нарушения.

Другие законы и постановления правительства, регламентирующие работу отрасли:

  • Федеральный закон № 52-ФЗ, охватывающий все аспекты санитарно-эпидемиологической обстановки, в том числе в нём оговариваются и нормы накопления мусора;
  • Федеральный закон № 210-ФЗ, регулирующий построение и изменение тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
  • Постановление правительства от 1 февраля 2005 г. № 155, где оговариваются правила вывоза твёрдых и жидких отходов;
  • Постановление правительства от 21 августа 2001 г. № 609, отменяющее систему перекрестных субсидий для коммунальных услуг и вывоза мусора;
  • Постановление правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (2006 г.);
  • Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (2014 г.);
  • Жилищный кодекс Российской Федерации (2014 г.).

В отдельных муниципальных образованиях создаются уже свои нормативы. Обращение с ТБО также регулируется строительными и санитарными правилами, государственными стандартами, техническими условиями.

Нормы ТБО на 1 человека

Нормы накопления твердых бытовых отходов рассчитываются отдельно для двух направлений: жилых домов и различных организаций.

Факторы, влияющие на объём нормы:

  • наличие мусоропровода;
  • газификация здания;
  • наличие водопровода и водоотведения;
  • наличие и тип отопления;
  • этажность здания;
  • климатическая зона.

Для предварительных расчетов применяются следующие ориентировочные нормы:

  1. Для благоустроенных домов (на одного человека в год): общий вес — от 200 до 280 килограмм мусора, общий объём — от 1,1 до 1,5 кубических метров, средняя плотность — от 200 до 220 килограмм на кубометр.
  2. Для домов без канализации (жидкие бытовые отходы) — от 2 до 3,25 кубических метров отходов в год со средней плотностью 1000 килограмм на кубометр.
  3. Средняя норма для благоустроенных жилых и общественных зданий в населенных пунктах численностью более 100 тысяч человек — от 260 до 300 килограмм мусора в год, объём от 1,3 до 1,5 кубических метров, средней плотностью от 190 до 210 килограмм на кубометр.

Для более точной корректировки приблизительных значений под условия конкретного населенного пункта применяется измерение и взвешивание отходов. Вывозящие организации с помощью контейнеров и весов проводят недельные (в течение семи дней) измерения по каждому объекту. Полученные данные складываются, получившиеся числа используются для расчета нормы накопления на 1 человека в месяц. Это позволяет определить необходимое для объекта количество мусорных контейнеров и транспортных средств.

Обратите внимание! Для неблагоустроенных (без отопления, газификации и водоотведения) домов частного сектора норматив будет примерно в два раза больше — от 350 до 450 килограмм на человека в год. Такая большая разница связана с тем, что отходы от местного нецентрализованного отопления (зола и пепел от сгорания дров и т. п.) тоже попадают в этот объём.

В соответствии с рекомендациями из постановления правительства «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» 2016 г. контрольные замеры по нормам накопления ТБО должны проводиться не реже, чем раз в пять лет, для каждого сезона (отопительного и тёплого) отдельно.

После контрольных измерений региональные или муниципальные операторы производят перерасчёт нормы для объекта. Сначала вычисляют средний суточный объём образующихся отходов, разделив суммарный объём за контрольный период на количество дней, в которые проводились замеры (обычно это семь дней). В итоге получается среднесуточная норма отходов.

Поскольку в холодный и тёплый сезоны количество отходов различается, а также различается время, которое они по нормативам могут легально находиться на придомовой территории, замеры проводят отдельно для каждого сезона. Умножив среднесуточную норму отходов на продолжительность сезона (в разных климатических зонах она различается), можно вычислить примерный объём отходов за сезон.

При вычислении оплаты за вывоз мусора для собственников помещений используется расчет, основанный на нормативах и наполняемости мусорных контейнеров.

При расчетах с операторами вывоза ТБО используются показатели массы и объёма, полученных при контрольных измерениях.

Кем и где применяются нормы накопления, нормативы для предприятий

Расчет норм накопления необходим для лучшей организации вывоза и распределения отходов по полигонам. Также это необходимая мера для организаций, занимающихся переработкой отходов, поскольку при строительстве мусороперерабатывающего завода нужно учитывать минимальный и максимальный объём отходов, который он сможет принять без финансовых потерь и перегрузки оборудования.

При организации вывоза мусора необходимо учитывать, что в каждой климатической зоне и в каждом регионе нормы накопления ТБО будут отличаться в зависимости от разных факторов:

  1. Продолжительность отопительного сезона (холодного времени года). Особенно актуально для частных неблагоустроенных домов.
  2. Тип используемого при отоплении топлива.
  3. Покупательская способность населения, средний размер и состав продуктовой корзины тоже влияют на количество мусора, поэтому нормативы в крупных городах немного отличаются (в большую сторону) от нормативов для поселков и деревень.

Нормативы накопления ТБО от организаций и предприятий рассчитываются так же, как и для жилого фонда (с обязательными контрольными измерениями для корректировки), а по объёму составляют 30-50% от принятой в конкретном регионе или населенном пункте нормы для жилых зданий.

Видео

В видеосюжете объясняется, как рассчитываются нормы накопления ТБО для предприятий и организаций и как правильно заполнить и подать документы с этими показателями:

Подводя итоги

Для лучшего функционирования системы вывоза мусора от жилых домов, учреждений и предприятий общественного питания нормы накопления ТБО время от времени пересматривают, производя контрольные измерения. Это позволяет своевременно очищать от мусора придомовые территории, что положительно влияет на их санитарное и эстетическое состояние.

Источники:

Новые нормативы накопления ТКО в РФ: тарифы изменились!


http://base.garant.ru/71368740/213133d5bc3872bea09a0c021f79205d/
http://bezotxodov.ru/bytovye-othody/normativy-nakoplenija-tverdyh-kommunalnyh-othodov-na-1-cheloveka
http://stroitelstvo-pravo.ru/tko/normativy_nakopleniya_tko.html
http://roskvartal.ru/vyvoz-tko/6644/tko-utverzhdeny-pravila-i-poryadok-nakopleniya-othodov
http://vtorothody.ru/othody/normy-nakopleniya-tbo.html

Ссылка на основную публикацию