Изменения в программе переселения из ветхого и аварийного жилья в 2022 году

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 апреля 2022 г. № 15026-МЕ/06 О переселении граждан из аварийного жилищного фонда

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрены обращения государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 19.03.2022 N ОР-03/155 (вх. Минстроя России от 19.03.2022 № 25058/МС) и от 30.03.2022 N ОР-03/185 (вх. Минстроя России от 31.03.2022 N 29583/МС) по вопросам применения положений частей 8.1, 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда и сообщается следующее.

Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее -Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

При этом в статье 32 ЖК РФ сохранена действовавшая до вступления в силу Федерального закона N 473-ФЗ гарантия прав собственников на получение возмещения за изымаемое жилое помещение (части 6, 7 статьи 32).

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения – собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.

Частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее – меры поддержки).

Таким образом, установленное в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ условие, по мнению Минстроя России, не распространяется на реализацию прав собственника на предоставление жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ.

По вопросу установления различных требований к гражданам, которым могут быть установлены дополнительные меры поддержки, в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ и в пункте 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее – Федеральный закон N 185-ФЗ, Фонд ЖКХ) следует учитывать, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Федеральный закон N 185-ФЗ. Следовательно, положения Федерального закона N 185-ФЗ подлежат применению в части, не противоречащей ЖК РФ.

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам-получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Данная норма вступила в силу 28.12.2019. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

В Минстрой России поступают запросы регионов относительно определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, приобретенное гражданами после признания многоквартирного дома аварийным, на основании договора дарения либо договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, то есть договора, в котором отчуждение имущества производится бесплатно.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Следовательно, по отношению к гражданам, которые не понесли расходы на приобретение жилого помещения, не может быть применено ограничение по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение, установленное частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

По мнению Минстроя России, в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупного толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее -Федеральный закон N 135-ФЗ). Согласно статье 7 Федерального закона N 135-ФЗ если в нормативном правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из норм указанной статьи используется рыночная стоимость.

Дополнительно сообщаем, что Минстроем России планируется осуществление мониторинга правоприменения различных дополнительных мер поддержки гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации.

По результатам анализа правоприменительной практики и с учетом степени востребованности гражданами дополнительных мер поддержки при переселении из аварийного жилья, Минстроем России при необходимости будут подготовлены соответствующие изменения в законодательство.

М.Б. Егоров

Данная норма вступила в силу 28.12.2019. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Особенности программы расселения

Но использовать вышеуказанные меры поддержки социального характера могут только жильцы, которые владеют жилплощадью в аварийном объекте недвижимости и она является для них единственным жильем, на которое оформлено право собственности в Росреестре.

Лица, которые имеют в собственности другое жилье, пригодное для проживания на постоянной основе, или занимаемые на основании договора соцнайма в ходе расселения аварийного жилья могут взамен получить только выкупную цену за жилплощадь, зарегистрированную за ними.

Также чтобы избежать возможных злоупотреблений и безосновательного получения государственных субсидий, закон устанавливает правило, что квартира, выдаваемая взамен аварийного жилья, не предоставляется жильцам, оформившим собственность на квартиру в многоквартирном жилом доме после присвоения ему аварийного статуса (за исключением лиц, которые приобрели право собственности в порядке наследования).

Эти граждане получают только возмещение за непригодное для проживания жилье, в сумме, не свыше покупной стоимости данной жилплощади.

Правила переселения из муниципального жилья при сносе читайте в статье: правила расселения при сносе дома.

Лица, которые имеют в собственности другое жилье, пригодное для проживания на постоянной основе, или занимаемые на основании договора соцнайма в ходе расселения аварийного жилья могут взамен получить только выкупную цену за жилплощадь, зарегистрированную за ними.

Программа переселения из ветхого и аварийного жилья

С 2017 года прекратила действие программа расселения аварийного жилья. К счастью, с 2019 года вступил в силу новый нормативный акт о предоставлении жилья собственникам и нанимателям аварийных домов. Документ претерпел массу изменений. Расселению подлежат более 12 млн. кв.м. многоквартирных домов. Однако так ли просто получить новое жилое помещение? Рассмотрим, какие изменения принесла новая программа переселения из ветхого и аварийного жилья.

Программа предусматривает необходимость расселения домов, которые признаны аварийными в период до 01.01.2017.

Можно ли отказаться от расселения

От переселения из ветхого жилья собственники имеют полное право отказаться. Причинами этого чаще всего становятся следующие факторы:

  1. Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
  2. Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
  3. Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.

Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.

Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.

Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.

Если гражданин отказывает и от денежной компенсации за ветхое жилье, то органам местной власти остается только принудительно выселить его из жилого помещения. Проводится процедура в судебном порядке.

Напоминаем, что если у вас возникли проблемы с переселением из ветхого или аварийного жилья или вам нужна помощь в суде или подготовке документов, то просьба записаться на бесплатную консультацию к юристу на нашем сайте. Оставьте ваши контакты в специальной форме и мы вам перезвоним.

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

27 декабря 2019 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения. При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.

Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.

Однако воспользоваться такими мерами социальной поддержки смогут лишь граждане, у которых квартира в аварийном доме является единственным зарегистрированным жильем. Граждане, у которых в собственности есть иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, либо занимаемые ими на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в процессе расселения аварийных домов смогут получить лишь выкупную стоимость за помещение, находящееся в их собственности.

Кроме того, в целях исключения злоупотреблений и необоснованного получения государственной поддержки, закон предусматривает, что другое жилье, взамен непригодного для проживания, не предоставляется гражданам, приобретшим право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (кроме граждан, приобретших такое право в результате наследования). Таким гражданам выплачивается лишь возмещение за аварийное жилье, причем в размере, не превышающем стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Законом расширен перечень возможных направлений использования средств финансовой поддержки, предоставляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам Российской Федерации на реализацию программ переселения.

Средства Фонда ЖКХ могут быть направлены субъектом РФ на создание маневренного жилого фонда. При этом жильцам аварийных домов, проживание в которых создает угрозу жизни людей, региональные или муниципальные власти, согласно поправкам, теперь обязаны предоставить временное жилье из маневренного фонда на срок до двух лет. До окончания этого срока власти должны обеспечить граждан новым жильем, выплатить им денежное возмещение за изымаемое жилое помещение в аварийном доме.

Средства Фонда могут расходоваться на приобретение для переселяемых граждан жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в тех, строительство которых не завершено, а также в домах блокированной застройки. Данная норма действовала и раньше, однако, законом уточнено, что данные помещения могут предоставляться гражданам в собственность (по договору мены), по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения маневренного фонда.

Таким образом, новые нормы расселения аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки.

Законом предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий. Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые заключат с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, или договоры о комплексном развитии территорий, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по приобретению для переселяемых граждан жилых помещений или выплату им возмещения. Эта субсидия будет предоставляться по мере исполнения застройщиками своих обязательств, и не может превышать 25% нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

Закон теперь также защищает инвестиционно-привлекательные земельные участки от коммерческого использования. Поправками закрепляется принцип целевого использования территорий из-под расселяемых аварийных домов. На освободившихся земельных участках допускается размещение исключительно объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управлении, обустройство мест для занятий спортом, физкультурой, пешими прогулками, парков, садов, скверов, размещение жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств. Данное условие не распространяется на те участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.

В случае нарушения этого условия, предоставленная финансовая поддержка Фонда ЖКХ подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации, и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение данного условия.

Помимо этого, уточняются порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на проведение капитального ремонта и на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, порядок возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств госкорпорации, устанавливаются особенности предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года.

Напомним, к разработке законопроекта Минстрой России и Фонд ЖКХ приступили летом 2018 года. За прошедшее время была проведена работа по анализу программ расселения аварийного жилья, осуществлявшихся в последние 10 лет. Он показал, что в этой области регионами и Фондом ЖКХ был накоплен большой практический опыт, который и был использован при разработке положений закона.

– За субъектами РФ остается право самостоятельно выбрать меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда. Средства федерального бюджета могут быть использованы для субсидирования льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда. Кроме того, поправки позволят нам активнее привлекать бизнес для решения задач по расселению аварийных домов, формируя в наших городах комфортные условия для жизни, – подчеркнул глава Минстроя России Владимир Якушев.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

Троекратное превышение плана

Президент России Владимир Путин на большой пресс-конференции в декабре сообщил, что абсолютное большинство целей, запланированных по нацпроектам на 2019 год, достигнуты, а по такому важнейшему направлению, как расселение аварийного жилья, показатели не просто выполнены, а превышены почти в три раза.

Так, в 2019 году необходимо было расселить 141 тыс. кв. м аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года, в котором проживают 8,2 тыс. человек. По состоянию на 1 декабря, по данным Фонда ЖКХ, было переселено 22,19 тыс. человек из 390,92 тыс. кв. м жилья. Итоги 2019 года еще не подведены, но фонд рассчитывает, что всего удастся переселить 31,23 тыс. человек из 538,9 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда.

При этом ожидается, что целевых показателей не сможет достигнуть только Еврейская автономная область (ЕАО), на которую приходится всего 20 аварийных квартир (около 1 тыс. кв. м).

Среди регионов-лидеров Фонд ЖКХ назвал Ямало-Ненецкий автономный округ, Пермский край, Кемеровскую область и Якутию. Москва, Санкт-Петербург и Севастополь в программе не участвуют.

“В соответствии с выделенным фонду лимитом правлением госкорпорации одобрено финансирование по заявкам 82 субъектов РФ в размере 35,37 млрд рублей [в 2019 году]. По состоянию на 26 декабря 2019 года в регионы направлено 31,3 млрд рублей”, – говорится в сообщении пресс-службы фонда.

Глава Министерства строительства и ЖКХ России Владимир Якушев ранее признал, что на 2019 год специально была поставлена не столь трудная задача по расселению аварийного фонда и выделено не такое большое финансирование. “Для нас было важно отладить эти механизмы, подготовить наши региональные команды к тому, чтобы они были готовы в 2022 году уже выполнить гораздо больший объем. Сейчас у нас каждый год пойдет очень серьезное наращивание объемов, когда мы будем переселять за миллион квадратных метров жилья. Поэтому 2019 год был разгонным”, – пояснил он.

Глава Министерства строительства и ЖКХ России Владимир Якушев ранее признал, что на 2019 год специально была поставлена не столь трудная задача по расселению аварийного фонда и выделено не такое большое финансирование. “Для нас было важно отладить эти механизмы, подготовить наши региональные команды к тому, чтобы они были готовы в 2022 году уже выполнить гораздо больший объем. Сейчас у нас каждый год пойдет очень серьезное наращивание объемов, когда мы будем переселять за миллион квадратных метров жилья. Поэтому 2019 год был разгонным”, – пояснил он.

Где узнать о сроках и порядке переселения?

Многие собственники квартир не знают, включен ли их дом в список на расселение? И если включен, когда ждать переезда в новостройки? Ответы можно найти на официальном сайте ответственного за переселение органа – Фонда реформирования ЖКХ по адресу https://www.reformagkh.ru в разделе «Переселение граждан».

Что можно узнать на федеральном портале «Реформа ЖКХ»:

  • статистику переселения за период проведения программы в России;
  • поиск своего дома по адресу – для собственников и нанимателей жилья;
  • перечень объектов на расселение – по каждому из регионов;
  • сведения о технических характеристиках зданий, проводимых проверках, обнаруженных недостатках и их влиянии;
  • сроках переселения жильцов;
  • информацию о механизмах переселения, контрактах с застройщиками, службами перевозки;
  • данные о домах, которые строятся для переселения людей из аварийного жилья под ликвидацию;
  • данные о резервном жилищном фонде муниципалитетов и государства.

Если собственники не обнаружили свой дом в списке на расселение, они могут подать онлайн-запрос прямо на сайте «Реформа ЖКХ». Специалисты примут обращение и дадут ответ.

Итак, новая Программа переселения из ветхих и аварийных домов рассчитана на 2019-2026 года. Нововведения связаны с субсидированием, социальной ипотекой, расселением домов в сельской местности и адресной программой в регионах. Вероятнее всего, в будущем программа станет бессрочной.

Рекомендуем видео о нюансах переселения из аварийного жилья по новой программе 2019 года:

Рекомендуем видео о нюансах переселения из аварийного жилья по новой программе 2019 года:

Что получают жители аварийных домов

На дворе 21 век, но сотни тысяч россиян по-прежнему живут в непригодных для проживания домах. Государство тратит серьезные средства на то, чтобы расселить такие дома, однако получается это не везде. К тому же по мере расселения ветхих и аварийных домов все больше новых домов приходит в негодность.

оказания финансовой поддержки за счёт средств федерального бюджета посредством предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Если жильцы дома считают, что здание является аварийным и несет угрозу ля их жизней, они должны обратиться к местной власти с соответствующим заявлением. В органах самоуправления рассмотрят обращение и направят заявителей в специальную организацию, которая определяет состояние жилых объектов. Там специалисты дадут заключение касательно технических характеристик здания.


На дворе 21 век, но сотни тысяч россиян по-прежнему живут в непригодных для проживания домах. Государство тратит серьезные средства на то, чтобы расселить такие дома, однако получается это не везде. К тому же по мере расселения ветхих и аварийных домов все больше новых домов приходит в негодность.

Новый закон 2019-2022 переселение из аварийного и ветхого жилья (домов), программа для граждан, как происходит, изменения в законодательство, ЖК РФ, фонд ЖКХ, судебная практика, что пишет официальный сайт Кабмина – последние важные новости сегодня

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года №2292-р., подготовленном во исполнение поручения Президента России по итогам совещания с членами Правительства по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в Госдуму ФС РФ 8 октября 2019 года был внесен законопроект о совершенствовании механизмов переселения граждан из аварийного жилья в регионах России, в том числе, из районов Крайнего Севера, пишет официальный сайт Кабмина. О том, как происходит и будет происходить расселение ветхого дома: как выделяется квартира для граждан, какую площадь дают собственникам (нормы площади), какие документы нужны, судебной практике на местах и как будет реализовываться федеральная программа в 2022 году читайте ниже.

Итак, проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» (далее – законопроект) подготовлен Минстроем России во исполнение поручения Президента России по итогам совещания с членами Правительства по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2 октября 2018 года (№Пр-1927 от 23 октября 2018 года), сообщается на официальном сайте Правительства РФ.

В осеннюю сессию 2019 года или весеннюю сессию 2022 года Госдумы ФС РФ законопроект должен быть согласован депутатами нижней палаты российского парламента и сам закон вступит в силу в 2022 году.

ТАСС сообщает, что в законопроекте прописаны критерии признания домов аварийными, механизмы возмещения за изымаемые квартиры в аварийных домах, права регионов устанавливать дополнительные механизмы обеспечения жильем переселенцев из непригодных домов. Помимо этого, министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев 3 октября 2019 года сообщил, что застройщикам, расселяющим аварийное жилье, могут предоставляться субсидии за счет региональных программ по расселению, софинансируемых через Фонд ЖКХ.

Также документ предоставляет властям регионов право устанавливать собственникам квартир дополнительные меры социальной поддержки при переселении из аварийных домов. На совещании премьер-министр Дмитрий Медведев указывал, что это может быть субсидия, покрывающая часть расходов на ипотеку, и другие механизмы на выбор субъекта РФ.

Он также уточнил, что поправки в закон о Фонде ЖКХ закрепляют принцип целевого использования земли под расселяемыми аварийными домами, чтобы она не отдавалась под коммерческую застройку. Также расширяются направления, на которые можно направить средства фонда, — это специальные социальные выплаты и льготная ипотека, указал Медведев, информирует “Парламентская газета”.

Объем финансирования федерального проекта по расселению аварийного жилья будет пересматриваться ежегодно с учетом показателей регионов, достигнутых в этой сфере. Об этом ТАСС заявил советник министра строительства и ЖКХ России Максим Егоров.

“Субъектами были разработаны и представлены в Минстрой России региональные паспорта, в результате был утвержден паспорт федерального проекта. Мониторинг достижения показателей проекта будет осуществляться через систему “Электронный бюджет”, сейчас мы заключаем соглашения с регионами о реализации проекта. Также планируется ежегодный пересмотр общего объема финансирования проекта по годам в рамках бюджетного процесса. При этом будут учитываться достигнутые субъектами результаты выполнения проекта в предыдущие годы”, — сказал Егоров.

“Поскольку социально-экономическая ситуация в различных регионах разная, мы предлагаем дополнительные механизмы расселения именно как опцию, которую регион сможет выбрать сам, в том числе для разных населенных пунктов внутри региона. Например, в крупных городах будет актуально привлечение частных инвесторов, для удаленных населенных пунктов, из которых население выезжает, будут востребованы субсидии, которые дадут право гражданам купить жилье в другом городе”, — разъяснил Егоров.

Переселение граждан из аварийного жилья, как ожидается, будет производиться не только за счет бюджета, но и при участии инвесторов. Как ранее сообщали в Минстрое, привлечь бизнес к этой проблеме пытались и раньше, однако все уперлось в недостаточность законодательной базы. Сейчас министерство устраняет этот пробел.

Еще одним существенным моментом реализации программы расселения станет разделение понятий аварийного и ветхого жилья. Минстрой предложил уточнить, какая степень износа допустима для каждого из них. В случае с аварийным жильем дом признается непригодным для проживания, а решением проблемы может стать расселение и снос. В случае с ветхим допустим капитальный ремонт и продление жизненного цикла здания.

“По сути, ветхое жилье — это значительно изношенное жилье, но по своим эксплуатационным параметрам еще не ставшее аварийным. Поэтому для него нужны особые условия эксплуатации — регулярные обследования и поддерживающий ремонт. Именно для того, чтобы обеспечить реализацию таких работ и учесть возможность проведения постоянного их мониторинга, Минстроем России уточнено определение аварийного жилья и введено в законодательство понятие ветхого жилья”, — резюмировал Егоров.

Оператором расселения граждан из аварийного жилья выступает Фонд содействия реформированию ЖКХ, ранее срок работы этой госкорпорации был продлен до 2026 года. По данным, опубликованным на портале “Реформа ЖКХ”, с 2008 по 2017 год было расселено более 15 млн кв. м аварийного жилья. Как пояснили в Минстрое, по национальному проекту до 2024 года планируется переселить в новые дома более 664 тыс. человек, которые в настоящий момент проживают в аварийном фонде площадью 12 млн кв. м.

На реализацию федерального проекта по “аварийке” планируется направить 500 млрд рублей. 432 млрд рублей — это средства федерального бюджета, 68 млрд — из региональных бюджетов.

Верховный суд разъяснил правила переселения из ветхого жилья. Новая квартира для переселенцев из старого и аварийного жилья никак не может быть по площади меньше и хуже старой – заявил Верховный суд РФ, пересматривая итоги одного весьма типичного спора, пишет “Российская газета”. Городские власти Волгограда судились с потенциальными новоселами, которые категорически отказывались ими становиться.

Ситуация, которой занималась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, оказалась весьма распространенной.

Известно, что в стране полным ходом идет процесс сноса старых и ветхих домов, а их жителям предоставляются взамен нормальные квартиры. И хотя этот процесс идет уже несколько лет и на него государство выделяет большие деньги, аварийного жилья у нас остается еще много и ситуация с расселением касается сотен тысяч граждан.

Но мало кто, кроме узкого круга чиновников и жильцов этих старых аварийных домов, знает, что процедуры переселения проходят не всегда гладко. Нередко встречаются ситуации, когда новые квартиры будущим новоселам по разным причинам не нравятся и граждане категорически отказываются переезжать. Итог – дом нельзя заселить, барак нельзя снести и весь процесс останавливается в лучшем случае на долгие месяцы. Вот тогда в дело включается суд, и переезд назначается вердиктом человека в мантии.

Разъяснение норм действующего законодательства, которое применяется при переселении жильцов из аварийных бараков и домов в нормальное жилье, может оказаться полезным не только судьям на местах, которые в последнее время все чаще решают эти споры, но и гражданам, перед которыми может встать или уже встала похожая проблема.

Вся проблема, с которой пришлось разбираться Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, коротко выглядит следующим образом. Большинство жителей старых домов и ветхих бараков уверены, что они при переселении должны улучшить свои жилищные условия по полной программе . То есть квадратных метров должно быть больше, а условия лучше, чем те, что были. Но Верховный суд РФ разъяснил, что по закону самым главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру.

Итак, власти Волгограда обратились в суд с иском к некой гражданке и ее дочери, жительницам города, и попросили переселить их в новую квартиру решением суда. Дом, в котором у женщины и ее взрослой дочери была квартира, шел на снос. Но новая же квартира переселенцам не понравилась – у них в старом доме были две изолированные комнаты, а в новом – те же две, но проходные. Хотя новое жилье было по квадратным метрам больше старого.

Районный суд, куда попал иск городских властей, принял решение – переселить строптивых жильцов.

Ну а апелляция это решение в пользу чиновников отменила и заявила, что новая квартира, по решению городского суда, хуже старой. И в иске городской власти – отказал.Так “переселенческий” спор дошел до Верховного суда РФ. Там дело изучили и сказали, что апелляция была не права, а районный суд, напротив, разобрал спор верно.

По разъяснению Верховного суда РФ в этой ситуации действуют следующие правовые нормы. Ответчица с дочерью жила в квартире в старом доме по договору социального найма и занимала помещение площадью 42 квадратных метра. Две комнаты в старой квартире были – изолированные.

Администрация города, после того, как приняла решение снести старый дом, предоставила женщинам квартиру в 44 квадратных метра, но с проходными комнатами. Районный суд, когда выносил решение о принудительном новоселье, сказал, что квартира равнозначная и благоустроенная. Апелляция напротив – заявила, что смежные комнаты “не улучшают жилищные условия семьи”.

Верховный суд, соглашаясь с районными коллегами, напомнил, про статьи Жилищного кодекса – 85, 86 и 89. В них говорится следующее: когда людей выселяют из ветхого жилья, в котором они проживали по договорам соцнайма, то местная власть обязана предоставить им жилье также по договорам соцнайма. Новая квартира должна быть благоустроенной “применительно к условиям того населенного пункта”, где люди жили. А еще должна быть не меньше старой по квадратным метрам и быть в границах того населенного пункта, в котором граждане живут.

Был специальный пленум Верховного суда (N 14 от 2 июля 2009 года) по делам о применении Жилищного кодекса и по делам о выселении. Там было подчеркнуто главное положение, которое касается именно таких переселенцев из аварийного жилья, – жилье им предоставляют равнозначное по площади, и дают не в порядке улучшения их жилищных условий, а из соображений безопасности. У тех, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, другие критерии предоставления жилья. И в случае переселенцев из бараков эти критерии для очередников во внимание не принимаются.

Именно поэтому, подчеркнул Верховный суд, выводы районного суда, слушавшего этот спор, были верными. А райсуд решил, что новая квартира “отвечает уровню благоустроенности применительно к условиям данного населенного пункта”, да и по метражу новое жилье больше.

А вот апелляция, которая в смежных комнатах новой квартиры увидела ущемление жилищных прав новоселов, неправильно применила закон. Верховный суд напомнил, что в статье 89 Жилищного кодекса сказано следующее. При предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности “предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому”.

Это условие закона городская власть выполнила, констатировал Верховный суд. А вот у апелляции “отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции”.

Итог пересмотра спора таков: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила решение апелляции и оставила в силе вердикт Красноармейского районного суда Волгограда.

Соответственно, 2022 году указанные изменения коснутся жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

ТАСС сообщает, что в законопроекте прописаны критерии признания домов аварийными, механизмы возмещения за изымаемые квартиры в аварийных домах, права регионов устанавливать дополнительные механизмы обеспечения жильем переселенцев из непригодных домов. Помимо этого, министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев 3 октября 2019 года сообщил, что застройщикам, расселяющим аварийное жилье, могут предоставляться субсидии за счет региональных программ по расселению, софинансируемых через Фонд ЖКХ.

Признание жилья непригодным для проживания

В обновленной программе планируется пересмотреть ряд моментов, согласно которым жилище может быть отнесено к опасным для эксплуатации. Нововведения начнут действовать в конце 2019 года. Минстроем предлагается разграничить аварийное и ветхое жилье. Если в первом случае жильцы должны расселяться в обязательном порядке, а само строение снесено, то второй вариант жилья считается пригодным для дальнейшей эксплуатации, но нуждается в проведении капремонта и дальнейшего контроля состояния.

Аварийными строениями считаются те, которые:

  • были повреждены во время стихийных бедствий, в результате чего их невозможно реконструировать;
  • не соответствуют санитарным нормам;
  • имеют разрушения несущих элементов;
  • получили серьезные повреждения во время пожара.

Ветхими принято считать деревянные и кирпичные строения с износом на 65 и 70% соответственно. Чтобы здание получило статус опасного, в администрацию следует подать:

  • заявление на оценку состояния здания;
  • пакет документов, состоящий из кадастрового паспорта, права собственности на квартиру, плана этажей, проекта на проведение реконструкции.

Межведомственной комиссией рассматривается заявление, после чего проверяется строение. В заключении составляется акт, который направляется в местное самоуправление. Если заявителей не устраивается принятое решение, они вправе провести независимую оценку состояния здания, а после обратиться в суд с иском.

  • были повреждены во время стихийных бедствий, в результате чего их невозможно реконструировать;
  • не соответствуют санитарным нормам;
  • имеют разрушения несущих элементов;
  • получили серьезные повреждения во время пожара.

Труба зовет

Газета “Коммуна”, Воронеж: Новые дома – это хорошо. Но мы знаем, как сильно изношена инфраструктура ЖКХ, что чревато авариями и экономическими потерями. Что делается для решения этой проблемы?

Сергей Степашин: Это вопрос модернизации ЖКХ. Нам 70 процентов коммунальной инфраструктуры – канализация, тепло, котельные – еще от Советского Союза досталось. Нашему фонду поручено подготовить предложения, как навести здесь порядок. Будем работать по этой теме вместе с Минстроем.

И у нас появится программа модернизации ЖКХ, как по аварийному жилью?

Сергей Степашин: Она была и уже реализована в 25 регионах. Недавно я ездил в Псковскую область в город Остров. Там ведется масштабная модернизация двух котельных для увеличения их мощности. Теперь жители Острова гарантированно будут с теплом.

Всем этим, конечно, надо заниматься. У нас есть хорошие технологии, предприятия, специалисты. Все можем изменить.

Ну, хоть в тех 25 регионах, где программа работала, уже все нормально?

Сергей Степашин: Что вы! Еще работать и работать. Но около 10 миллионов человек смогли улучшить свои условия. Немного, конечно. Хотя, как считать.

Хорошо бы и остальным улучшить. Наверное, все-таки нужно принимать долгосрочную и масштабную программу?

Сергей Степашин: Безусловно. Сейчас готовится серьезное совещание по ЖКХ под эгидой президента страны. Оно будет касаться работы муниципалитетов и проблем с коммунальной инфраструктурой. Это на перспективу. Но есть проблемы, которые надо решать оперативно. Они связаны с коронавирусом. Три месяца люди могли задерживать оплату коммунальных услуг, не боясь пени. На капремонт вообще платить не надо было. Общественный совет Минстроя, который я возглавляю, написал письмо на имя премьер-министра, чтобы все-таки продумать варианты компенсации компаниям, которые работают в ЖКХ.

Газета “Южноуральская панорама”, Челябинск: Сергей Вадимович, какие меры необходимы, чтобы не допускать поспешного перевода запущенного жилфонда, требующего ремонта, в аварийную категорию?

Сергей Степашин: Делать вовремя капитальный ремонт. Однако бывает и так: дом в принципе-то неплохой, его можно капитально отремонтировать. Но он находится в очень хорошем месте – в центре города. И на него положили глаз бизнесмены.

Они с удовольствием снесут дом, а на его месте сделают торговый центр или еще что-либо. С такими историями мы столкнулись в Махачкале, были эпизоды в Зеленодольске, это Татарстан. В таких случаях фонд занимает принципиальную позицию. По Татарстану дело дошло до Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Кстати, о правах. Не все жильцы хотят переселяться.

Сергей Степашин: Это проблема! Большинство жильцов готовы уехать, а одна-две семьи говорят: “Мы не уедем!”. Сейчас в закон готовятся поправки в части формирования единого подхода к ликвидации ветхого и аварийного жилья. Что касается ветхих домов, то проблема будет решаться голосованием граждан, что позволит защитить права людей и минимизировать количество судебных споров. Таким образом, решение о переселении будут принимать сами граждане.

Тимур Алиев, собкор “РГ” в Махачкале: Не всегда люди капризничают. В Махачкале многие семьи отказываются из центра города переселяться в район бывшего ипподрома. На новом месте не созданы условия. Нет школы, детсадов, проблемы с электроснабжением.

Сергей Степашин: Нам это известно. Сейчас в Махачкале ведутся судебные разбирательства, власти предлагают людям разные варианты. С коммуникациями навели порядок.

Вообще, такая ситуация при реализации программы является в своем роде уникальной. Для того чтобы не допустить подобного, необходимо с самого начала прислушиваться к мнению людей, которых планируют переселить из аварийного жилья. Находить компромисс и совместно вырабатывать решение, которое устроит всех.

Константин Бахарев, собкор “РГ” в Перми: Иногда власти затягивают перечисление компенсационных выплат за аварийное жилье. Как заставить чиновников ускориться?

Какие законы регулируют данный вопрос?

Вопрос по переселению из аварийного жилья в 2022 году регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации №47 и программами, которые принимаются на данном уровне. Также нюансы для данной программы прописаны в Федеральном законе №185 от 21.02.2007 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». В последний раз изменения в такую программу вносили в 2018 году.

Данная программа по переселению из аварийного жилья должна реализоваться сотрудниками главного органа исполнительной власти отдельно по регионам. В каждом их них есть свои программы, которые созданы на основе местных законов. Они должны соответствовать и уточнять основной федеральный проект.

Стоит учесть, что понятия ветхого и аварийного жилья являются разными. Есть специальные показатели, которые помогают определить дом ветхим. Для деревянного здания – это 65% износа, а для каменного – это 70% износа. Но, это всего лишь характеристика состояния дома, а не весомы аргумент для его сноса. Возможно будет проведен капитальный ремонт здания. Следующим этапом, в результате естественного износа, дому присуждают статус аварийного. Такое здание является опасным для проживания и подлежит сносу.

Необходимые условия для расселения

Прежде чем расселять аварийные дома, нужно зафиксировать факт опасного состояния объекта недвижимости. Общий регламент прописан в нормах ФЗ № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21 июля 2007 года, а также в статьях ЖК РФ и региональных программах.

Ответственный за переселение граждан из аварийного жилья орган – государственная корпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ. Основная задача – найти непригодное жилье, составить список аварийных объектов и определить порядок расселения домов в регионах.

Условия выполнения Программы по переселению из аварийного жилья:

  1. Выделение средств из федерального и региональных бюджетов – в скором будущем планируется переложить основные затраты на муниципальные объединения.
  2. Аварийность дома устанавливают эксперты по ходатайству межведомственной комиссии.
  3. Допускаются плановая и внеплановая проверка объекта недвижимости – в рамках Программы реформирования ЖКХ или по заявлению жильцов старого дома.
  4. Соблюдение принципа «метр в метр» – взамен старой аварийной жилплощади предоставляются квартиры со схожим метражом или чуть большим метражом. Разницу в стоимости фиксируют в отчете: если жилье собственника было дороже, государство доплатит за переселение, а если новое жилье дороже – разницу в цене покрывает уже гражданин.
  5. Переселение в объекты того же района или населенного пункта, например – в пределах Санкт-Петербурга, а не в Саратове или Казани.
  6. Задействование маневренного (резервного) жилищного фонда – временная мера, которая позволяет переждать поиск подходящего жилья.
  7. Возможность выбора: новое жилье или деньги за выкуп аварийного.
  8. Учёт жилой нормы – не менее 18 кв. метров на одного человека (в зависимости от региона проживания).
  9. Возможность обжаловать выбор властей – если граждан не устраивает предоставленная жилплощадь, они могут подать иск о переселении в более подходящий жилой объект.
  10. Принудительное расселение домов – аналогичным правом подачи иска обладают и власти, в том случае, если жильцы отказываются покидать аварийный дом.
  11. Жильцы коммуналок расселяются в отдельные квартиры.
  12. Граждан, снимающих жилье по договору социального найма, переселяют в муниципальные объекты – старый договор расторгают; по прибытию на место наниматель вновь заключает договор соцнайма с администрацией района.

Восстановить аварийный дом практически невозможно, поэтому в большинстве случаев он подлежит немедленному сносу. Зачастую на его месте строят новый дом, а переселенные жильцы могут заселиться в готовый объект.

Сейчас активно практикуется социальная ипотека для переселяемых заемщиков – льготная ставка составляет порядка 5-6% годовых.

  • Права и обязанности собственников садовых и дачных земельных участков
  • Дарственная или договор дарения в чем разница, особенности при переоформлении имущества
  • Право частной собственности на земельные участки
  • Что такое вторичное жилье и первичный рынок недвижимости?
  • Чем отличается приватизированная квартира от собственной
  • Как составить образец соглашения об определении долей в квартире, находящейся в общей собственности?
  • Соглашение о прекращении долевой собственности и о реальном разделе

Семья Черновых проживала в 3-комнатной квартире, общей площадью 80 кв. метров.

Наравне с другими жильцами расселение коснулось и семью Черновых – двоих супругов и маленькой дочки. Однако им была выделена не 3-комнатная жилплощадь.

Администрация смогла предоставить только 2-комнатную квартиру с меньшим метражом – 48 кв. метров.

Об улучшении условий для нанимателя и членов его семьи речи не идет. Следовательно, при получении новой квартиры не действует правило предоставления жилья нуждающимся семьям (ст.

57 и 58 ЖК РФ). При этом администрация не нарушила закон, выделив семье квартиру с двумя, а не с одной комнатой.

Администрация смогла предоставить только 2-комнатную квартиру с меньшим метражом – 48 кв. метров.

Переселение из аварийного жилья после 2022 года

В целях сокращения непригодного для проживания жилого фонда была разработана программа «Ветхое жилье». Она стартовала в 2002 году, но пока рано говорить о конечных сроках реализации – значительное количество объектов не отвечает требованиям безопасности. В соответствии с Указом президента № 204 от 07.05.18 г., переселение из аварийного жилья после 2022 года продолжится. До 20 июля 2019 года будут разработаны и законодательно закреплены новые механизмы.


За улучшение условий проживания придется доплачивать сверх выкупной стоимости аварийного жилья.

Списки на расселение

Чтобы узнать, внесён ли ваш дом в список на расселение, можно зайти на официальный сайт администрации. Доступ на сайт должен быть обеспечен любому гражданину РФ.

Чтобы внести дом в список непригодного для проживания, нужно сделать следующее:

  • Проверить документацию на дом и правильность оформления.
  • Назначить комиссию. Её работа будет заключаться в проверке состоянии жилья.
  • Дом должен пройти оценку межведомственной комиссии.
  • Составление заключения.


Процесс переселения регулируется Постановлением Правительства РФ №47 от 2022 года и программами, которые принимаются на данном уровне. Ещё есть федеральный закон №185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Он прописывает особенности переселения еще с 2017 года.

Ссылка на основную публикацию