Обращаясь в клиники, люди ожидают внимания и адекватной помощи. Однако здравоохранение часто доставляет множество проблем пациентам и их родственникам. Что делать, если работник медучреждения или клиника не выполнили своих прямых обязанностей, отмахнулись от пациента или назначили лекарства, повлекшие за собой осложнения? Возникает желание или необходимость добиться справедливости у вышестоящих органов. Куда писать жалобу на врача или медицинское учреждение? Как правильно оформить ее?
[flat_ab id=”1″]
Частые причины жалоб
Несмотря на то, что общение доктора и пациента должно быть направлено на улучшение состояния больного, иногда происходят иные ситуации. Найти взаимопонимание в некоторых случаях не получается. Пациенты вынуждены писать жалобы. Наиболее часто в адрес врачей звучат обвинения в:
- халатности;
- отказе медицинского работника принимать пациента;
- плохом отношении к больному;
- неправильном лечении, повлекшем за собой серьезные осложнения или смерть пациента;
- неверном диагнозе;
- несвоевременном оказании помощи пациенту;
- неудачном оказании помощи (плохо или с нарушениями проведенная операция);
- нерациональном назначении препаратов (самые дорогие лекарства с исключением отечественных аналогов).
[flat_ab id=”2″]
На больницу в целом может поступить претензия из-за плохого состояния отделения или аппаратуры для исследования и процедур, набитых до отказа палат, несоблюдения режима приема, лечения и процедур медицинским персоналом и т. д. Как правило, пациенты и их родственники обращаются за справедливостью в вышестоящие инстанции или судебные органы по причине утраты здоровья (осложнения, смерть пациента) и материального убытка вследствие лечения.
В случае утраты здоровья претензия поддерживается законодательством: в статье 41 Конституции РФ закреплено право человека на охрану здоровья и медпомощь. Материальный убыток может быть напрямую связан с первой причиной, а иногда является следствием намеренного навязывания дополнительных процедур, требования оплаты операции или стационарного лечения в муниципальном лечебном учреждении, непредвиденного увеличения стоимости услуги.
[flat_ab id=”3″]
Оформление претензии на медицинский центр
В законодательстве прописаны наказуемые действия медицинского персонала или медучреждения. Жалобу оформляют с указанием соответствующей проблемы:
- халатности (ст.293, п. 1, 2 Конституции РФ);
- причинения вреда здоровью по неосторожности (ст. 118, п. 2, 4 Конституции РФ);
- утаивания фактов об опасных для здоровья и жизни обстоятельствах;
- нарушения санэпидемиологических норм и правил.
До того как обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции, следует провести ряд мероприятий по сбору информации. Для доказательства своей правоты нужно иметь при себе выписки из амбулаторной карты, чеки из аптек, подписанные с клиникой договоры на предоставление услуг, рецепты, заключение врача, результаты анализов и квитанции об их оплате. Юристы рекомендуют оригинальный образец документа оставлять у себя, а отдавать копию.
[flat_ab id=”4″]
Обратиться с жалобой на медицинский центр следует в письменном виде. В ней должна присутствовать основная информация. Претензия должна быть лаконичной и содержащие факты. В шапке к жалобе указываются место ее назначения (адресат) и юридический адрес конторы, свои ф.и.о., место проживания и номер телефона. Далее нужно писать о фактах нарушения прав с точным указанием даты, времени, имен участников и порядка действий. Жалоба должна содержать информацию о реакции администрации учреждения на конкретный случай.
В заключение письма необходимо обозначить желаемый результат, например: «Прошу создать комиссию для проверки медицинского центра, возместить затраты по медицинским препаратам». Письмо-претензия должна быть заверена подписью особы, указана дата написания. Кроме того, необходимо подать документы, подтверждающие нарушения. В конце жалобы (пункт Приложения) описывают перечень прилагаемых документов с указанием количества экземпляров. Заявление можно составить самостоятельно, взяв образец в интернете.
[flat_ab id=”5″]
Также оформить претензию на медицинский центр возможно в случае игнорирования жалобы на врача. Заявление-претензия к врачу или медсестре должна содержать конкретные факты нарушения. Пожаловаться можно при наличии определенных доказательств, которые нужно добавить в образец. Руководство поликлиники или больницы должно, в свою очередь, выдать заключение, результат рассмотрения жалобы.
Если претензия пациентов или их родственников не была рассмотрена или результат не удовлетворяет пострадавшего, он может обратиться в другие органы. В подобном случае претензия будет нести двойную нагрузку (незаконные действия доктора и необъективное заключение руководства больницы).
Обжалование заключения медкомиссии или диагноза
Каждый медицинский центр имеет лицензию на заключение результатов медкомиссии. Любой пациент, несогласный с результатами и имеющий возможности доказать свою правоту, может обжаловать такое заключение путем обращения в вышестоящие структуры. Особенно часто с этим сталкиваются лица, проходящие медкомиссию для срочной службы в армии. Для этого необходимо подать заявление председателю комиссии по призыву. Его рассмотрят в течение 5 дней. В заявлении указывают следующие пункты:
- данные свои и адресата;
- время прохождения комиссии;
- обоснованная фактами проблема;
- просьба отменить решение призывной комиссии;
- дата написания заявления, подпись.
До вынесения нового диагноза выдача документов по прежней медкомиссии будет приостановлена. Пожаловаться можно как на результаты, так и на процедуру проведения исследования. В таком случае важно правильно оформить свою претензию. Для того чтобы обжаловать проведенную комиссию, необходимо иметь при себе ее заключение (лучше оригинал), результаты проведенных анализов и исследований.
Есть возможность обратиться с прошением создать другую независимую комиссию для проведения нового обследования при условии, что именно врачи были причиной установления неправильного диагноза или результата. В этом случае существует необходимость доказать неправомерность действий предыдущей комиссии.
Результаты работы комиссии можно обжаловать с помощью заявления. К нему прилагают заключение, справки от докторов, результаты исследований. Обжаловать повторное решение комиссии можно на уровне медико-судебной экспертизы. Следующая ступень — претензия в судебные органы, которые своим решением назначат новую комиссию для проведения независимой проверки.
В суд необходимо предоставить свидетельство несостоятельной работы предыдущих комиссий, диагнозы из медицинской карты. При подаче заявления можно обратиться, например, к соседям, которые засвидетельствуют правоту пациента. Если комиссия освидетельствовала состояние опьянения, необходимо обжаловать ее процедуру, а не действия докторов, которые проводили такую экспертизу.
Инстанции для подачи жалоб
Многих людей волнует вопрос, куда писать письмо с претензиями. При написании жалоб следует соблюдать определенную иерархию. Главные инстанции:
- Пациенту на качество обслуживания медперсоналом следует сначала пожаловаться руководству медицинского центра. Претензия может быть высказана в телефонном режиме или в виде письма.
- Претензия на неустроенность помещений, плохое санитарное состояние подается в санэпиднадзор. Неважно, каким образом пациент будет оформлять претензии: писать письмо или звонить по телефону.
- Значительные нарушения, допущенные медицинским персоналом, рассмотрит Росздравнадзор. Претензия подается по горячей линии или в письменном виде.
- Чтобы подать претензии из-за серьезного нарушения здоровья пациента или его смерти, следует обратиться непосредственно в Министерство здравоохранения РФ.
- Последняя инстанция, куда стоит писать заявление — суд. Этот орган создает комиссию для проведения независимой экспертизы, привлекает виновника к ответственности, помогает взыскать оплату ущерба разного рода, обжаловать работу комиссий.
Перед тем как писать письмо в инстанции, необходимо точно знать, куда обратиться, определить последствия. Нелишней будет и консультация юриста, особенно перед обращением с заявлением в суд.