В случае грубых нарушений трудовых норм и правил, работники имеют возможность защищать свои права. В общепринятом порядке составляется как коллективная, так и индивидуальная претензия. Документ должен быть оформлен грамотно, с учетом рекомендаций государственных органов и подкреплен доказательствами.
[flat_ab id=”1″]
Когда стоит писать коллективную жалобу
Если сотрудник недоволен действиями администрации, он может по ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» жаловаться в соответствующие инстанции (ГИТ, суд, прокуратуру) как самостоятельно, так и объединившись с коллегами. Коллективные жалобы подаются реже, но обладают весомыми плюсами. Как пример, индивидуальная претензия может быть растолкована как сведение личных счетов, а групповая считается более объективной.
[flat_ab id=”2″]
Любые разногласия между сотрудниками будут играть на руку начальнику-самодуру, тогда как сплоченный коллектив — это сила, с которой даже вышестоящее руководство, не желающее «выносить сор из избы», будет считаться. Написать заявление следует на нарушение трудового законодательства, когда руководство:
- не выплачивает или задерживает заработную плату, отпускные, пособия (нарушение ст. 142 ТК РФ и др.);
- снижает зарплату без согласования, налагает неправомерные штрафы (ст.ст. 72, 192 ТК РФ и др.);
- проводит необоснованные увольнения, в том числе женщин по причине беременности (пример: нарушение ст.ст. 78, 81 ТК РФ и др.);
- ведет себя неуважительно, некорректно по отношению к работникам: допускает оскорбление в их адрес, домогательства (ответственность по ст. 5.61 КоАП РФ) и т. д.
Пожаловаться стоит на нарушение правил охраны труда, если руководитель:
- не организовал рабочее место сотрудников;
- не заботится о безопасности работников (как пример, нет индивидуальных средств защиты на токсичном производстве) (ст. 212 ТК РФ, СанПиН и др.);
- заставляет замалчивать несчастные случаи (уголовное преступление) и т. д.
[flat_ab id=”3″]
Написать претензию стоит, если начальник саботирует рабочий процесс, не выполняет приказы и распоряжения вышестоящего руководства, срывает планы и сроки и т. д.
Куда нужно жаловаться
Сразу нести бумаги в суд или прокуратуру часто не самый лучший выход. Стоит попытаться решить проблему мирным путем через обращение к вышестоящему руководству или пожаловаться в комиссию по трудовым спорам (профсоюзную организацию). Любое судебное разбирательство может нанести вред имиджу фирмы, а внеплановые проверки ГИТ могут выявить нарушения. Иногда даже сам факт правильно составленной претензии решает спор в пользу коллектива.
[flat_ab id=”4″]
Если руководство или профсоюз бездействуют, можно жаловаться в следующие инстанции:
- Государственная инспекция труда следит за тем, чтобы работодатели действовали в рамках закона. Написать коллективную жалобу туда стоит, если начальник отказывается подписывать трудовые контракты, увеличивает количество рабочих часов, не дает отпуска и т. д.
- С жалобами по поводу несвоевременных выплат (зарплаты или отпускных пособий) следует обращаться в прокуратуру. Туда же можно подать заявление о несоответствии рабочего пространства нормам безопасности или некорректном поведении (если имело место оскорбление, домогательство).
- Если начальник не выплачивает взносы в ПФР, хитрит с зарплатой «в конверте», обращаются в налоговую.
- При сокрытии фактов, попадающих под уголовную ответственность (несчастные случаи на производстве и т. д.), стоит написать заявление в полицию.
- На необоснованные сокращения можно пожаловаться сразу в суд. Также суд — это высшая инстанция, в которую следует обращаться по поводу несогласия с мерами, предпринятыми ГИТ или прокуратурой.
Образец заявления в каждый государственный орган можно найти на официальных сайтах этих инстанций. Правильно выбранный адресат — гарантия того, что бумаги не будут «ходить» по инстанциям, а коллектив — терять драгоценное время. Если в ГИТ можно пожаловаться в любой момент (до судебного разбирательства), то в суд — не позднее 90 дней с момента совершения правонарушения и 30 дней после незаконного увольнения.
Образец коллективной жалобы
[flat_ab id=”5″]
Правила написания коллективной жалобы законодательно не закреплены, она составляется в свободной форме. Но есть несколько рекомендаций, следование которым не даст оснований отказать в рассмотрении дела. Так, расписываться правильно следует синей ручкой, потому что черные надписи выглядят как ксерокопия. Стиль документа выдерживается деловой, без жаргонизмов и нецензурных слов. Образец заявления в госорганы можно скачать на сайте Онлайнинспекции. В шапке (вводной части) в левом верхнем углу листа указывают последовательно:
- наименование инстанции, куда пишется претензия, ее адрес или ФИО ответственного лица. Заявление пишется в фискальные органы по юридическому местонахождению работодателя. Пример:
«В Комиссию по трудовым спорам
ООО «Исток»,
«В Государственную инспекцию труда
в Московской области, адрес: 115582 г. Москва, ул. Домодедовская, 24/3»,
«В прокуратуру Московского района г. Нижнего Новгорода
по адресу: 603014, г. Нижний Новгород, ул. Ев. Никонова, 3»
- ФИО заявителей с контактными данными (адресом, телефоном, e-mail). Если недовольных сотрудников много, можно написать в общем тоне: «от хозяйственного отдела ООО «Исток», и указать контакты ответственного. Анонимные жалобы не рассматриваются в ГИТ, но могут быть приняты в профсоюзе и др. госорганах. Образец написания группового иска в суд практически не отличается от заявления в прокуратуру.
Далее указывается полное наименование документа. Пример: «Жалоба на нарушение руководителем ООО „Исток“ Ивановым И.И. трудового законодательства». Общая часть пишется подробно, объясняются суть и обстоятельства правонарушений начальника для каждого заявителя отдельно, приводятся доказательства (аудио- и видеозаписи, рабочие документы).
В претензии указываются нормы права, которые работодатель нарушил. Пример: в заявлении о невыплате заработной платы можно ссылаться на ст.ст. 391, 392, 236 ТК РФ, ст.ст. 22, 24, 131, 132 ГПК РФ. Образец написания заявления заканчивается требованиями: либо конкретными, либо в общем выражении — «принять меры».
Если заявители считают, что факт написания жалобы может негативно сказаться на рабочей обстановке, в конце документа вписывается прошение о конфиденциальности. Инспектор или другое проверяющее организацию лицо согласно ст. 358 ТК РФ не будет раскрывать эту информацию. В конце ставится дата подачи заявления, подписи и ФИО. Обязательно прикладываются копии трудовых договоров, расчетные листы, приказы — все, что имеет отношение к делу.
Что ожидать после подачи заявления?
Написанную жалобу можно подать лично (в этом случае заявителям выдается документ о принятии бумаги), заказным письмом (извещение нужно сохранить) или онлайн. Коллективная жалоба на начальника рассматривается до 30 дней. Инспекцией проводятся внеплановые проверки (в соответствии со ст. 360 ТК РФ), в ходе которых запрашиваются трудовые книжки всех членов коллектива, проверяются условия труда, график выхода сотрудников на работу и в отпуск; правильно ли соблюдаются должностные инструкции, ведутся отчетные документы и т. д. По результатам составляется акт, в котором указываются:
- меры, предпринятые инспекцией, выявленные факты;
- предписание об устранении трудовых правонарушений;
- указ о привлечении к административной ответственности начальника (передается в прокуратуру);
- передача дела следователю, если факты говорят о необходимости возбуждения уголовного дела.
Решив написать жалобу, работники должны помнить о том, что прав не тот, кто главный, а тот, на чьей стороне закон. Правовое самосознание граждан растет, а значит, у начальников-самодуров все меньше возможностей творить несправедливость. В конце концов, выигрывает тот, кто не боится действовать и умеет правильно отстаивать свои права.