Как написать жалобу в ЦБ на страховую компанию

Есть много причин для обращения в страховую компанию. Чаще всего это касается владельцев автомобилей, страхующих их по обязательному ОСАГО и добровольному КАСКО. Но только автомобилистами круг людей, обращающихся к страховщикам, не исчерпывается. Чаще всего страховые компании добросовестно исполняют свои обязанности. Но случается, что они задерживают выплаты или вовсе отказываются возмещать ущерб — и тогда приходится подавать обращение в Центробанк РФ.

Почему надо обращаться в ЦБ РФ

[flat_ab id=”1″]
Обжаловать действия страховщиков можно различными способами:

  • подать исковое заявление судье районного суда по месту, где находится тот филиал, с которым вы заключали договор страхования;
  • пожаловаться к ФАС РФ; но антимонопольная служба реагирует далеко не на все нарушения;
  • обратиться к РСА (если дело касается автостраховок ОСАГО);
  • наконец, подать обращение в Центробанк РФ.

Последний вариант часто оказывается наилучшим по следующим причинам:

    1. Центральный банк РФ непосредственно контролирует как подчиненные ему банки, так и страховые компании. Эта организация определенным образом следит за всеми финансовыми операциями, которые происходят на территории нашей страны. Следовательно, случаи нарушения законодательства о страховании полностью относятся к ее компетенции.

[flat_ab id=”2″]

  1. При подаче иска судье необходимо оплачивать госпошлину, размер которой будет зависеть от той суммы, которую вы хотите взыскать со страховщика. Обращение же в Центральный банк для граждан полностью бесплатно.
  2. Первоначальное обращение в Центробанк РФ не препятствует параллельной подаче жалобы и другим организациям.

Срок рассмотрения жалобы, как правило, не превышает 30 дней. У суда же всё зависит от загруженности: не исключено, что иск будет принят к рассмотрению после 2 месяцев — именно такое время официально установлено гражданским процессуальным законодательством. А само рассмотрение иска может занять ещё больше времени: увы, но юристы, работающие на страховые компании, мастерски умеют пользоваться всеми лазейками в законодательстве и затягивать процесс.
[flat_ab id=”3″]
При этом даже если судебное решение будет в вашу пользу — пройдёт ещё некоторое время, прежде чем оно будет исполнено. В частности, судебным приставам на взыскание предоставляется срок до 3 месяцев. Иск должен быть составлен по определённым правилам и, что крайне желательно, профессиональным юристом. Жалобу же можно подавать в произвольной форме, главное, чтобы из текста можно было чётко понять, в чём суть нарушения.

Когда нужно обращаться в Центробанк

Если вы решили подавать обращение в эту организацию, то вам нужно знать, в каких случаях Центральный банк РФ вправе вмешаться в деятельность, которую осуществляют страховые компании.
[flat_ab id=”4″]
Чаще всего это происходит, когда:

  • страховщики отказываются заключать обязательные договоры (такие, как ОСАГО). По закону, ОСАГО является публичным договором. Это означает, что страховые компании обязаны его заключать с каждым, кто к ним обратится, никому не отдавая предпочтений и никому не отказывая. Они вправе лишь устанавливать условия, на которых заключается ОСАГО. Но с каждым, кто обратился к ним и согласен на эти условия, договор должен быть заключён;
  • страховщики занижают размер выплат по ОСАГО, КАСКО или другим договорам;
  • выплата по страховке вообще не производится под надуманным предлогом;
  • вместе с полисом ОСАГО организация навязывает какие-то дополнительные услуги, без которых она не согласна заключать договор. В частности, если от вас одновременно требуют застраховаться и по ОСАГО, и по КАСКО — это более чем повод подать жалобу;
  • по медицинскому страхованию страховые компании отказываются выдавать на руки гражданину полис.

Жалоба в ЦБ на страховую компанию
[flat_ab id=”5″]
Перечень далеко не полный, возможны и другие основания для подачи жалобы. Законом для Центрального банка установлены очень широкие полномочия. В частности, если страховые компании откровенно нарушают закон, он вправе приостановить либо вовсе отозвать ранее выданную ей лицензию. В этом случае организации не смогут осуществлять свою деятельность дальше вплоть до того момента, когда выявленные нарушения будут устранены.

Как подать жалобу

Если вы решили пожаловаться на страховую компанию, вы можете это сделать следующими способами. Первый из них — это написать письмо и послать его через Почту России в форме заказного с уведомлением. Это — самый надёжный вариант, потому что при всех своих недостатках почтовые службы чётко отслеживают прохождение отправлений.

Минусом этого способа является то, что жалоба будет идти достаточно долго — как минимум 5 дней. Плюс же в том, что вы получите карточку уведомления, на которой будет отмечено, когда именно принято ваше обращение. Адрес, по которому нужно направлять жалобу, вы можете узнать на официальном сайте компании.

Также вы можете написать жалобу непосредственно на сайте Банка России. Во многом этот способ эффективнее, чем обращение через почту. На официальном сайте есть форма, заполнение которой равносильно подаче письменной жалобы через почту. Срок рассмотрения здесь будет таким же, однако на руках у вас не окажется копии документа и подтверждения того, что осуществлялось обращение в Центральный банк. Тем не менее, для некоторых случаев (например, при рассмотрении вопросов о нарушениях по ОСАГО) этот способ эффективнее традиционного.

Центральный банк России

Третьим вариантом является отправка факса. Номер его тоже можно узнать на официальном сайте. Способ почти такой же быстрый, как электронное обращение, но недостаточно надёжный: мало того, что не останется подтверждений, так ещё никто не гарантирует, что факс на той стороне будет учтён.

Наконец, вы можете лично явиться в приёмную Банка России. Однако этот вариант подходит почти исключительно для москвичей. Иногороднему не всегда удаётся с первого раза посетить учреждение. Какой именно вариант выбрать — зависит от вас, поскольку, как видите, каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Где взять образец

Для того чтобы обратиться к Центральному банку, типовой образец письма не нужен. Оно пишется в произвольной форме. Однако если вам непременно требуется бланк, с помощью которого будете жаловаться на страховую компанию, вы можете найти его в интернете. На многих ресурсах юридической направленности есть подобные документы. В том случае, если вы решите скачать этот документ и использовать, проследите, чтобы он содержал следующее:

  1. «Шапка» документа: куда он подаётся, кому адресуется, от кого. Здесь надо указывать свои полные контактные данные — от адреса, по которому может прийти ответное письмо, до телефона, по которому вам могут позвонить.
  2. Краткая суть того нарушения, на которое вы жалуетесь. Здесь надо указать, чем именно попраны ваши права, чем подтверждается это нарушение (если обращаетесь письменно, скажем, на отказ выплачивать по ОСАГО, приложите копию письма от страховщика).
  3. Ссылки на нормативные акты, которыми регулируется вопрос. Если вы сами затрудняетесь их указать правильно — обратитесь к юристу.
  4. Собственноручная подпись обратившегося.

Если оформление документа сделано по правилам, он будет быстро рассмотрен, и контролирующая организация столь же быстро примет меры по защите ваших прав.

Ссылка на основную публикацию