Как подать жалобу в органы ФАС

Если возникли подозрения о нарушении правил проведения электронных торгов либо о несоблюдении принципов свободной конкуренции, можно пожаловаться об этом в Федеральную антимонопольную службу. ФАС России и создана для того, чтобы осуществлять контроль этой сферы.

Жалоба в ФАС
[flat_ab id=”1″]
Чтобы отстоять свои права и наказать нерадивого заказчика за действия, нарушающие требования антимонопольного законодательства, следует грамотно оформить заявление. Об этом детально написано в федеральном законе о защите конкуренции в статье 44.

Какие есть поводы пожаловаться

Для начала стоит разобраться с вопросом, когда у гражданина России есть причина для жалобы в ФАС. А для этого необходимо почитать ФЗ 223, в котором говорится о том, какие виды закупок и компании имеет право контролировать этот орган.
[flat_ab id=”2″]
В его ведении все торги, которые относятся к сфере естественных монополий. Также региональные УФАС занимаются проблемами соблюдения принципов свободной конкуренции, наблюдая за деятельностью компаний, в которых больше 50% уставного капитала принадлежат государству. В зону контроля службы, согласно ФЗ 223, входят муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых до 50% — это средства муниципального образования.

Федеральный закон 223 оговаривает все действия, которые должен выполнять заказчик, организовывая торги. Требования к нему одинаковые вне зависимости от стоимости заказа. Основные положения, закрепленные в ФЗ 223:

  • Уведомление о закупке нужно размещать в обязательном порядке на официальной интернет-странице gov.ru.
  • Заказчик имеет право предоставлять информацию и в электронном, и в бумажном виде.
  • Участник тендера может потребовать разъяснений по документации.
  • План закупки разрабатывают на год и не меньше.
  • Ежемесячно заказчик обязан публиковать отчет по закупкам.
  • Компания должна сразу размещать информацию о коррективах, внесенных в договор.

[flat_ab id=”3″]
Типичными нарушениями закона 223 можно считать ситуации, когда заказчик не размещает в единой информационной системе данные о закупке либо предоставляет недостоверные сведения. Преступными можно считать действия, если он требует от участника торгов бумаги, о которых нет и речи в условиях торгов.

Но в Федеральную антимонопольную службу России приходится обращаться и предпринимателям, и простым гражданам не только тогда, когда речь идет о нарушении закона 223. Поводом подать жалобу в ФАС можно считать злоупотребление доминирующим положением либо навязывание дополнительных услуг. Яркий пример — в банке клиентов принуждают заказывать карточки, в то время как они не нуждаются в этом.

Как грамотно обжаловать действия заказчика

Любой гражданин России имеет право обратиться лично в УФАС Москвы или же в регионах по разным причинам. Можно внести для рассмотрения предложение, нацеленное на совершенствование законодательства и улучшение сферы госзакупок.
[flat_ab id=”4″]
Также россиянин имеет возможность подать в любом виде заявление, в котором он изложит ситуацию. Например, расскажет, какие действия заказчика были противозаконными. То есть, это информационный документ. Но чтобы отстоять свои права и восстановить справедливость, нужно подать жалобу в ФАС. В этом документе конкретно призывают о помощи, которую может оказать компетентный орган.

В федеральном законе о защите конкуренции в статье 44 четко указано, какие есть легальные пути подачи любого обращения в УФАС. Заявитель может лично принести жалобу на действия заказчика или передать ее курьером. Есть вариант пересылки отправления обычной почтой. Также ФЗ 44 допускает доставку жалобы в электронном виде.

В любой ситуации важно учесть законодательные требования к оформлению документа. Обращение в УФАС Москвы или в отделения в регионах подают для рассмотрения, обязательно указав личные данные. Анонимные заявления, обжалующие неправомерные действия заказчика и любые другие нарушения законов России, не будут рассматриваться.

Чтобы правильно оформить документ, нужно в первую очередь изучить ФЗ 44. Но еще поможет образец жалобы в ФАС. Шаблон обращения есть непосредственно на сайте ведомства. Его достаточно скачать в электронном виде и заполнить все графы. Не помешает также изучить Реестр жалоб, который расположен на странице zakupki.gov.ru. Это полезно и заказчику, которому нужно написать отзыв, чтобы отозвать заявление, обжалующее его действия.
[flat_ab id=”5″]
ФЗ 44 указывает, какие еще элементы документа являются обязательными. Чтобы УФАС рассмотрело заявление, в нем четко излагают свои требования. Факты нужно подтверждать документами, если же они отсутствуют, следует указать причину отсутствия. В ФЗ 44 предписано, что стоит дополнительно разъяснить, в каких органах можно получить таковую документацию, если ее нет на руках.

На всех бумагах заявитель обязан поставить подпись, в том числе, и электронную, если будет отправлять пакет в электронном виде.

В какие сроки можно ждать ответа от УФАС

Перед тем как подать жалобу в ФАС, стоит заглянуть в Реестр жалоб на официальном сайте госзакупок хотя бы для того, чтобы изучить аналогичные ситуации и пути их разрешения. Ведь проблемы в этой сфере обычно являются типичными. На чужом примере можно получить ответы на разные вопросы.

Изучить Реестр полезно, чтобы понимать, в какие сроки ФАС реагирует на жалобы, какое предписание можно ожидать по своей ситуации. Нельзя забывать и о том, что лицо, в адрес которого подается жалоба, имеет право составить собственный отзыв. По сути, это реакция на обвинения.

ФЗ 44 предписывает, что в обращении важно составить четкое оформление предмета жалобы. Зачастую документ остается без рассмотрения из-за того, что заявитель не может сформулировать свою проблему. А от этого зависит, в какие сроки документ будет изучен. Например, если ситуация относится к сфере антимонопольного законодательства России, то у органов ведомства есть 30 дней плюс дополнительных 60, когда нужно запросить информацию.

Кстати, сроки рассмотрения жалобы интересуют не только заявителя. О них важно знать и лицу, в адрес которого прозвучали обвинения. Так как ему необходимо вовремя отправить отзыв на жалобу. Согласно законам России, это нужно сделать за два дня до того, как заявление будет рассмотрено.

Федеральная антимонопольная служба достаточно быстро реагирует на любые обращения. Буквально в течение двух дней после получения заявления она дает ответ и заявителю, и заказчику, в котором уведомляет, когда и где будет проходить процедура рассмотрения жалобы. Так что у всех сторон есть время подготовиться: и собрать все необходимые документы, и написать отзыв, если обвиняемая сторона находит аргументы несправедливыми.

Ссылка на основную публикацию